Герб иркутской области
Герб Заларинского района

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Заларинский районный краеведческий музей»
 (МБУК "Заларинский РКМ")


Ученые из Казани посетили и наш район

С 16 по 28 июня 2018 года Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан проводит комплексную экспедицию в татарских деревнях Иркутской области. 

Так звучит новостная информация о приезде ученых в Восточную Сибирь на сайте Института.

Небезынтересно, что   в рамках своего проекта с 20 по 23 июня  ученые посетили и наш район.

Экспедиция состояла из 6 человек. Все они - сотрудники Института   им. Ибрагимова, гор. Казань. Руководителем группы являлся кандидат филологических наук Олег Ришатович Хисамов, хаместитель директора Института по научной работе. Группу ученых сопровождала руководитель Интеллектуального клуба Иркутского ТБКЦ Фагиля Хасановна Тенчикова, наша землячка.

Это уже 3 группа академических ученых, посетившая наш район за последние 5-7 лет. Первая группа - ученые из г. Санкт-Петербург, интересовавшаяся языком вепсов (рук. Д.ф.н. Мызников С.А.). Вторая группа была в Заларях в 2014г., ее возглавил д. ф.н. Скорвид С.С. Он привез молодых ученых- специалистов по украинскому и польскому языкам. Их интересовал язык голендр. Более расширенные рамки в исследовании уклада жизни сибирских татар были у казанцев.Участники экспедиции собирают материал по языку, истории, фольклору, декоративно-прикладному искусству, археографии и музыке, к которой причастны иркутские татары. За то небольшое количество времени, выделенное Заларинскому району (впереди был еще Аларский, Ангарский, Иркутский районы) они посетили пос. Залари. Дер. Сенная падь, Черемшанка. Холмогой, кратковременно заехали в с. Троицк. Работа была распределена по разным направлениям. В исследование устной речи попала заларинская топонимия, фольклор татар, диалекты языка, которыми владеют местные татары.   Музыка, песенное творчество также попало в поле зрения.   Невозможно описать все вопросы, которые они задавали информантам, всю представленную информацию.

Подробнее...  

«Золотая прялочка»

       С незапамятных времен и по сей день человек носил и носит одежду - сотканную, связанную, сплетенную из нитей. На Руси значение прядения было так велико, что оно с древности, так же, как и ткачество, являлось символом женского труда, а пряхи имели своих святых покровителей.

      Сейчас мы с трудом можем представить, каким сложным был процесс изготовления драгоценных нитей, какими приспособлениями и инструментами пользовались наши прародители, получая ткань. Узнать о старинных женских ремеслах прядении, ткачестве, также вышивке и вязании, об интересных обрядах и традициях связанных с посевом льна и его обработкой и о многом другом, Вы можете, посетив выставку «Золотая прялочка», которая открыта в «Заларинском районном краеведческом музее». На выставке представлено более ста разнообразных экспонатов, в числе которых различные виды прялок начала 20 века, ткацкий станок, рушники, вышивки, приспособления для обработки льна и шерсти и другое.

Подробнее...  
Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

«Корсунгай… Живи, родная деревня!»

     Совсем недавно, летом 2018г., библиотечные фонды Заларинского музея пополнились   интересной книгой под названием «Корсунгай… Живи, родная деревня!»   Она посвящена деревне, уникальной и единственной в своем роде на территории Заларинского района - бурятской деревне, которая устно помнит свои корни с 13 века. Давно повелось, что   коренной народ Восточной Сибири - буряты   являются историческим символом Сибири. Культура, история, вероисповедание, обычаи бурят - все привлекательно для   любознательных умов не только России, но и с интересом к бурятам относятся и за рубежом.   Заларинские земли помнят времена, когда на них располагались улусы - чисто бурятские деревни. Но время безжалостно вносит свои коррективы в карту , и в 21 век вступила только одна бурятская деревня - Корсунгай. Она находится на территории   Тыретского муниципального образования. История каждого бурятского рода, каждой семьи, описанные   в этой книге, делают материал ценным для истории, уходящей в века.

     В книге 207 страниц. Она издана в гор. Улан-Удэ   совершенно маленьким тиражом - 130 экземпляров были напечатаны   летом 2018г. Пока книга представлена 1 частью. Значит, последуют 2, а может и 3.

110 авторских статей представлены   в 7 главах. Как краеведы, мы точно скажем, что собрать, записать и напечатать 110 материалов - огромный и титанический труд! У людей были собраны замечательные воспоминания о 20, 30 , 40, 50 и последующих годах.   Новостью на фоне общей истории корсунгайцев явились рассказы о том, что многое семьи были репрессированы, отправлены в далекие края и с трудом выживали, возвращаясь всеми правдами и неправдами тоже в родные места, к своей деревеньке. С любовью, кропотливо собраны материалы об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках войны. Деревня по праву гордится своими птенцами, вылетевшими из лона   малой родины и достигшими трудовых побед по всей стране.

     Автором проекта   по созданию книги выступила учитель Корсунгайской начальной школы - Ирина Ульзутуева. Редактировала и составляла книгу Светлана Намсараева ( республика Бурятия) Наверное , Эта книга не получилась бы без людей.   Список людей, участвовавших в проекте, приведен в книге, где руководитель сердечно благодарит всех помощников, больших и малых, в осуществлении замысла. Неожиданностью для читателя является отсутствие фамилий и имен статей, описывающих семьи от первого лица. Думается, что их можно подписать и от руки в музейном варианте.

     Организаторами книги собраны 182 снимка. Это огромный объем, который обеспечивает практическую сторону письменных информаций. Многие снимки старинные. На них смотрят уже из глубины веков на нас унгинские буряты, живые, красивые, в серебряных украшениях, в национальных костюмах. Фотографии участников войны просто явятся значительным пополнением для «Книги памяти Заларинского района» о воинах легендарных сибирских дивизий. На стр. 152 приведен снимок уникального дома, в котором архитекторы видят традиции древнерусского зодчества: в нем есть элементы терема. Этот дом сродни краснопольскому дому Выборова. Жаль, что он не сохранился.

В целом книга удивила тем, что она издана информантами маленькой деревушки. Ни Тыреть, ни Холмогой, старинная Тагна не позволили себе   запечатлеть свое прошлое в слове. А Корсунгай смог.

 

001

002