ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
Здравствуйте уважаемый посетитель нашего сайта! Если у Вас есть к нам вопрос, оставьте, пожалуйста, свои данные и сообщение, мы ответим Вам в ближайшее время.
Уважаемый посетитель !
Билеты на экскурию в Тагнинский музей можно приобрести онлайн (и по Пушкинской карте) по ссылке ниже:
https://vmuzey.com/event/novogodnee-puteshestvie-kukol-i-ne-tolko
«Не будем прощаться с прошлым…»
Музейные экспонаты…
И вдруг замирает сердце.
Ребята пятидесятых,
Сейчас мы вернемся в детство!
Послевоенная школа…
Строгие черные парты…
Посланные комсомолом
Добрые лица вожатых...
Мы – октябрята, но скоро
Войдем в ряды пионеров:
Готовы свернуть все горы-
Станем в учебе первыми…
А помогали нам в этом
Чернильница, ручка, форма..
Нас воспитал Человеком
Зов пионерского горна.
Эти музейные экспонаты – подлинники, извлеченные из реальной действительности. По ним можно изучать историю советского образования.
«Школьные годы чудесные» при виде этих вещей вмиг пронесутся в памяти учеников 40-60-х годов. А вот современные дети даже не смогут угадать, что за предметы перед ними находятся.
Говорят, история учит. Может, многое и устарело, но не мало было того, чему следовало бы поучиться работникам современного образования.
4 класс 1957-1958 учебный год Тагнинской школы
Например, тотальный диктант, проведенный в нашей стране в 2020 году, выявил, что у большинства писавших плохой, неразборчивый почерк. Видимо, это связано с тем, что мы привыкли печатать на компьютере, в телефоне… А оказалось, что написание слов тесно связано с развитием мышления. Значит, не зря в советской школе в начальных классах такое пристальное внимание уделялось выработке каллиграфического почерка. На уроках чистописания учителями оценивалась правильность написания элементов букв, их соединений, аккуратность, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен.
Вот они , инструменты чистописания: чернильница для чернил, деревянная ручка со стальным пером, а в новых ученических тетрадях обязательно была вложена голубая или розовая промокательная бумага – «промокашка».
В партах был сделаны ложбинки для ручек и углубления для чернильниц. Макали пером ручки в чернила , писали несколько слов на строке, а потом опять макали. Из-за своего полезного качества чернильницу называли «непроливайкой». Стояла она на каждой парте. После уроков приходилось эту чернильницу убирать в портфель. Хоть и была она «непроливайкой» , но чернила все равно проливались, так как форма баночки защищала только в том случае, если чернил в ней или мало, или наклон на небольшой угол. Поэтому заботливые мамы шили специальные мешочки для чернильниц и привязывали их к портфелям, чтобы не пачкать чернилами учебные принадлежности.
Кстати, первые такие чернильницы придумали английские стеклодувы, которые загибали краешки чернильницы внутрь. В зависимости от страны и эпохи, чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Чернильница служила главной частью письменного набора на протяжении многих столетий, пока не появились поршневые ручки, заправляющиеся чернилами, а потом и шариковые авторучки.
История перьевой ручки насчитывает много веков. Считается, что первые перьевые ручки (в виде гусиного пера) появились в Испании примерно в 600 году нашей эры. Первая перьевая ручка появилась в металлическом корпусе только в 1803 году и в 1830 году появились стальные перья.
Но вернемся к советской школе. Вот школьная форма. Ее обязательный элемент - белый воротничок. Его надо было содержать в чистоте, за этим строго следили «санитары» (с красным крестом на белой нарукавной повязке).
Белый фартук и белые ленты в косичках – в праздник, черный фартук и черные, коричневые ленты – в будни. И никто не отвлекался от занятий, завидуя модным и дорогим вещам, и все дружили, и приучались к серьезному отношению к труду: воротнички и манжеты в выходной день надо было постирать, погладить и пришить. То же отношение и к святыне – пионерскому галстуку :
«Как повяжешь галстук, береги его:
Он ведь с нашим знаменем цвета одного…»
Вот так воспитывала школа патриотов и беззаветных тружеников своей страны.
Милые, милые школьные вещи! Спасибо вам за то, что украшали нам школьные будни и потихоньку приучали нас к терпению, аккуратности и трудолюбию .
С уважением Литвинович С.К. – хранитель музейных предметов Тагнинского этнографического музея МБУК «Заларинский РКМ»
Автор стихотворения «Музейные экспонаты» Преловская О.Г. – учитель русского языка Тагнинской школы, поэтесса д.Тагна.