Герб иркутской области
Герб Заларинского района

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Заларинский районный краеведческий музей»
 (МБУК "Заларинский РКМ")


ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН


Здравствуйте уважаемый посетитель нашего сайта! Если у Вас есть к нам вопрос, оставьте, пожалуйста, свои данные и сообщение, мы ответим Вам в ближайшее время.

Click to refresh

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Уважаемый посетитель !

Наши коллекции живописи, предметов прикладного искусства и археологии, редких книг, документов, фотографий и пр. зарегистрированы в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

Для ознакомления с фондами предлагаем Вам перейти по ссылке:

https://goskatalog.ru/portal/#/museums?id=1801 ;

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?museumIds=1801 .

 

С уважением хранитель предметов В.В. Овчинникова


РАСКРЫЛСЯ ЛИСТ, РАСЦВЕЛ ЦВЕТОК

Есть в музеях предметы, которые пользуются особой любовью. К таковым смело можно отнести полотенца. Они вобрали в себя тепло трудовых рук, любовное отношение хозяйки, украшающей его для близких. Предметы эти добротны и были очень востребованы в обиходе: они обеспечивали чистоту тела. За свой небольшой век наш музей собрал коллекцию этих предметов в количестве 46 ед., зачастую любовно и подолгу хранившихся в семьях. Наш музей проводил выставки полотенец в 2002, 2004 годах под названием «Наш товар, как Божий дар».   На выставке «Полотеничьи смотрины» 2014 года к своей коллекции мы привлекали фонды Балаганского музея, а также полотенца, хранящиеся в семьях деревень Заларинского района.

0Выставка  «Полотеничьи смотрины в 2014 г.   

Сегодня мы предлагаем окунуться в чистый мир полотенец с орнаментами народов, проживающих на территории нашего района, полотенец, находящихся только в фондах нашего музея.

Ткачество и рукоделие – одно из самых древних и распространенных ремесел на европейской территории. Появилось оно по свидетельству археологов возможно в III тысячелетии до н.э. Уже тогда были известны узорное ткачество и вышивка разными нитями.

Полотенце – кусок орнаментированной льняной или конопляной ткани. Для полотенца характерно полотняное переплетение нитей основы и утка. Плотность переплетения: 10-13 нитей в сантиметре. Размеры колеблются в пределах: ширина от 25 до 42 см, длина до 275 см. Нижние края оформлены подгибкой, бахромой или вязаными кружевами.

Полотенца делятся по своему назначению и бывают:

Дарное

Косынейка. Наспинник. Убрус.

Плат

Постинник

Рукотерник. Рукотер. Утиральник. Утирка.

Рушник.

Ширинка ( небольшое полотенце, используемое за свадебным столом. Его ложили на колени гостям. Ширинки всегда были красного цвета в знак продолжения жизни).

Утирка, рушник - для повседневного использования, которые совсем не украшались или украшались по минимуму.

1.  tr

2. thumb        Рушники передала Заларинскому музею Емельянова Наталья Анатольевна

 

 3. thumb

Рушник передала Заларинскому музею Феоктистова Екатерина Гавриловна (дер. Муруй).

Автор: Елисеева Ольга Герасимовна.

  Платы предназначались для убранства избы в праздник. Например, для украшения иконы.

4. thumb

Рушник  передала Заларинскому музею Киселева Лидия 

 

5. thumb

Надиконник  (новодел) передала Заларинскому музею автор работы Гужова Ольга Владимировна

 

          Убрус, косынейка – часть женского головного убора.

          Обрядовое полотенце передавалось по наследству и только по материнской линии. В зависимости от того, через сколько поколений оно прошло, увеличивался его статус. Они становились родовыми. Применялись полотенца при семейных обрядах: это свадьба, рождение и крещение ребенка, похоронная и поминальная обрядность. Такие полотенца в отличии от рушников и утиральников старались украшать вышивкой и другим декором. Для вышивания старались придумать различные композиции. Популярностью пользовались образы птиц, особенно среди них -домашний пестрый петух. Композицию из них строили по принципу стройной симметрии. Птицы дружно смотрели друг на друга.

6. thumb

Полотенце с петухами.

     Но если головы их были направлены в разные стороны, то такую вещь называли «отворотник» и дарили, стремясь кого-то от себя отвернуть.

       Линии на полотенце означали горизонт, цветы – радость, птицы около дерева жизни – благополучие, женщина – хранительница очага, плоды на деревьях – хранительница рода, конь – источник трудолюбия семьи, орел – хозяин дома, двуглавый орел – защита богатства и благополучия.

    По своей длине они - самые длинные. Почему? Когда мы берем его в руки, то свисающие концы соприкасаются с землей. Поэтому люди, ушедшие в мир иной, в землю, соединяются с живыми через него. Провожая в последний путь человека, полотенце кладут через окно, чтобы по нему, как по дороге, дух покойного ушел. При погребении тела, полотенце укладывали в гроб, как неотъемлемую часть сопровождения в другой мир.

       Особенно чувствуется присутствие духов на праздниках.

7. thumb

Полотенце «ХРИСТОС ВОСКРЕС» для встречи светлой пасхи.

Полотенце  передала Заларинскому музею Сороковикова Любовь  

О девушке в деревне могли судить по ее фартуку, по трудолюбию. Обычно к ее свадьбе в доме устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о состоятельности невесты, о ее мастерстве. Считалось, что чем больше полотенце, тем богаче невеста. На свадебных рушниках часто вышивали яркие растения, птиц, инициалы жениха и невесты, пожелания счастливой жизни.

 8. thumb

Рушник  передала Тагнинскому музею Леонидова Лидия Григорьевна

 

 9. thumb

Полотенце передала Заларинскому музею автор работы Гужова Ольга Владимировна

   Невеста сама ткала и красила нитки для вышивания. Особо богато украшалось стеновое полотенце. Оно отличается от всех видов своими большими размерами – длиной в стену ( отсюда и его название). Его дарили жениху. Это означало, что невеста дала свое согласие на брак, она просватана. В знак этого ответа жених кидал полотенце своей родне. Им украшали божницу на все время свадьбы. Также на свадьбу заранее готовились дарные полотенца – невеста ими одаривала жениха. На подарочных полотенцах для мужчин вышивались дубовые листья, желуди, колосья – пожелания силы, здоровья, богатства.

10. thumb

11. thumb                           Рушники  передала Заларинскому музею автор работ Г. Козенкова   

 

 12. thumb

Рушник «ВАЛЯ 1950» передал Заларинскому музею Сергачев Алексей Матвеевич (дер. Сорты). 

Автор работы его мат, Сергачева Валентина Демидовна, уроженка Гомельской области. 

 В нашем районе проживают народы разных национальностей: украинцы, белорусы, чуваши, татары, вепсы и т.д. У каждой национальности есть свой стиль вышивки рушников, полотенец. Особенно богата наша территория на белорусские полотенца. Пожалуй, не найдешь ни одной белорусской семьи, в которой не было бы рушников.

 Рушники в основном представляют белорусское ткачество. Белорусские полотенца, имеющиеся в Заларинском районе, изготовлены большей частью переселенцами из Могилевской области. Предпочитаемые ими цвета: красный и черный. Любимый узор – ромбы, которые в сочетании с другими геометрическими узорами создают большое количество композиций. С конца 19 века на Могилевщине появляются растительно-геометрические узоры.

13. thumb

Рушник  передала Тагнинскому музею Хохоненко Альбина Александровна

 

14. thumb

Рушник  передала Тагнинскому музею Журова Елена Степановна

 

15. thumb

Рушник  передала Заларинскому музею Феоктистова Екатерина Гавриловна.

Автор: Елисеева Ольга Герасимовна

 

16. thumb

Полотенце, передала Заларинскому музею семья Малышевых (п. Залари).  

 

17. thumb

Рушник  передала  Заларинскому музею автор работы Г. Козенкова   

При анализе отмечаем, что украинские женщины были знатными мастерицами в украшении своих полотенец. В ажурно вышитом украинском рушнике - полотенце нередко присутствуют одновременно и вышивка, и ткачество, и вязание кружева.

18. thumb

Рушник передала  Заларинскому музею Щербакова Оксана Ильясовна  

Наиболее архаичная (квадрат с четырьмя точками как знак засеянного поля, знак плодородия) техника вышивки – вышивка крестом, счетной гладью как правило, красными и черными нитями. Знак плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чувашей, в мордовской вышивке.

Ромбический орнамент присущ многим народам. Геометрический ромбовидный орнамент на чувашских головных полотенцах – сурпанах выполнен всеми цветами радуги.

В русской вышивке часто применяются геометрические орнаменты: ромбы, круги, розетки, изображающие солнце. Женская фигура и цветущее дерево – приход весны. Русские свадебные полотенца донесли до нас мотив восьмиконечной звезды, традиционно несущей функцию оберега.

19. thumb

Полотенце передала  Заларинскому музею Иванова Нина Никитична.

Автор работы Варенникова Елена Захаровна, переселенка из Брянской губернии.

 

20. thumb

Полотенце передала  Заларинскому музею Миловская Валентина (п. Залари).

 

21. thumb

 Полотенце  передала Заларинскому музею Исакова Валентина Андреевна (дер. Семеновск).

 

22. thumb

Полотенце  передала Заларинскому музею Лапаева Светлана Прокопьевна (п. Залари)

 

23. thumb

 Праздничный рушник смоленской традициипередала Заларинскому музею 

Сороковикова Любовь Константиновна (дер. Веренка).

Русская вышивка подразделяется на северную и среднерусскую полосы. Для старожильческой вышивки Восточной Сибири характерны северные русские мотивы с использованием древнерусского бранного т качества.

Редкие узоры на русской вышивке – узорчатые терема, стоящие в окружении двуглавых орлов, парусных кораблей, птиц, звезд. Двуглавый орел – символ государственности, гарантия богатства и благополучия, силы и мощи, также орел означал хозяина дома. Узор с орлом характерен для столичных и пристоличных губерний: Тверской, Петербургской, Новгородской. Такие рушники имеются у жителей дер. Романенкино, Маниловска, переселенцев Петербургской губ.

Пихтинские полотенца.

 

24. thumb

25. thumb

          Пихтинские голендры не сохраняли особый стиль национальной вышивки. Но почти все в деревне мужчины - столяры и плотники, а женщины - вышивальщицы прежде всего постельного белья.

Таджикские полотенца

26. thumb

 27. thumb

 Полотенца  передала Заларинскому музею Ординарцева  Динара Викторовна 

Татарские полотенца 

Татарские полотенца и ткани украшались ромбовидным орнаментом, выполненным закладной техникой ткачества. Браная техника на татарских полотенцах была перенята у русских мастериц.

28. thumb

 Полотенце  передала Заларинскому музею Карымова  Танзиля  Гаптуловна. 

 

Чувашские полотенца.

 

Любимая цветовая гамма чувашей – сочетание зеленого, желтого, белого, красного расцветок. Особенностью чувашских рушников являются вставки из ярких атласных лент.
 
29. thumb
30. thumb 
Чувашские полотенца с вышивкой гладью.
 

У чувашей на второй день свадьбы гуляли в доме невесты. Весь дом должен был быть украшен вещами вышитыми своими руками. 

31. thumb

33. thumb

32. thumb

Полотенца  передала Тагнинскому музею Яковлева  Елена Викторовна 

 

Вепский рушник.

34. thumb

Полотенце  передала Заларинскому музею Абдулова Валентина Николаевна,

которое  досталось ей от бабушки из Аларского района. 

Обрабатывать лен, коноплю, прясть нить умели раньше практически все. Но ткать узорное полотенце могла только настоящая мастерица.

35. thumb

Полотенце бранного ткачества из дер. Семеновск.

Калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания — "цветной перевитью". На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки (строченая вышивка исполняется на сетке, образованной путем выдергивания из ткани поперечных и продольных нитей. В цветной перевити (36.) сетка, являющаяся фоном для вышитых фигур, густо перевивается цветными нитками) чётко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера.

36. thumb

37. thumb

 Полотенце с калужскими птицами. Автор Петрушина Елена Васильевна

 

38. thumb

 Полотенце с калужскими птицами. Автор Кузьмина Татьяна  

Виды рушников по их назначению и по изображениям.

Благословенные. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого, передавались от матери к дочери. Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными благословенными рушниками.

Венчальные. На венчании молодые становятся у аналоя на венчальный белый рушник (жених и невеста поставляются как на облака), как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака.

Союзные. Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся союзным рушником. Это символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности, тесного духовного соединения супругов. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

Свадебные невестины. Вышито много цветов, обязательно должны быть голуби. Дарили любимому человеку.

Свадебные сватовские. Вышивка только красного цвета. Обязательное наличие птиц (петухи, павлин или голуби), листья дуба, желуди, виноград, как символ богатства.

Иконники. Богато украшены растительным орнаментом, по всем краям обшивались кружевом. Изображали то, что просили у Бога. Ими украшали красный угол избы – Божницу.

Подарочные мужчинам. Вышивались дубовые листья, желуди, колосья – пожелания здоровья, богатства.

39. thumb

Полотенце передала в Заларинский музей Манчук Наталья Викторовна (дер. Благодатный) 

Подарочные женщинам. Вышивались цветы, чаще розы, колосья – к здоровью, виноград – к богатству. 

Казацкие или «солдатики». Обязательно готовились сыну, когда он уходил в армию. На них вышивались кони, оружие. Такое полотенце имеется в одной из семей с. Ново-Черемхово. 

Хлебосольные. После венчания родители встречали молодоженов караваем на свадебном хлебосольном рушнике. Вышивались пары птичек (жаворонки, голуби), как семейное счастье, верность в любви, цветочные орнаменты, как процветание, здоровье, богатство, рождение детей. 

Любовные. По рисунку этого рушника можно было прочитать чувства мастерицы, выполнявшей его. Вышивались цветы, чаще розы.

40. thumb 

Полотенце передала в Заларинский музей Ланчукова Ирина Николаевна (п. Залари) 

Крестильные. Вышивались колосья, виноград, желуди, птицы, как пожелания здоровья, счастья, богатства. На него принимали ребенка, прошедшего крещенскую купель 

Сюжетные. В качестве венца использовались изображения домов, хоровода, сюжетной картинки. Это полотенца- гимн семье и дому. 

Погребальные. Изображались ангелы, кресты. Зачин должен быть ровным краем, без выступов, как будто подведена черта.

 

Прикрасы. Вышивались экзотические растения, птицы. Этими рушниками украшали избу

41. thumb

42. thumb

 

43. thumb

 

 

 44. thumb

Полотенце передала в Заларинский музей Щербакова Оксана Ильясовна 

Глядя на изделия, сотворенные руками наших бабушек, понимаешь, что эти люди имели свой светлый, трогательный, душевный мир. Сколько труда и желания сотворить красивое было вложено в изделие, с какой любовью на глаз подбирались цвета, высчитывался каждый крестик на ткани! Сколько времени отдано любимому занятию! Их золотые руки не знают усталости, их находчивость достойна удивления, а работы — восхищения!

 

Овчинникова В.В., хранитель музейных предметов.