ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
Здравствуйте уважаемый посетитель нашего сайта! Если у Вас есть к нам вопрос, оставьте, пожалуйста, свои данные и сообщение, мы ответим Вам в ближайшее время.
И звенел самовар в музее...
16 марта 2023 г. в стенах Заларинского музея была совершенно обновленная атмосфера. Это чувствовалось и в настроении готовящихся к мероприятию сотрудников музея, в обновленной тематике выставки, в ожидании приглашенных на презентацию новой выставки. Из Иркутска, его роскошного 131 квартала в Залари прибыла коллекция уникальных самобытных самоваров и столовых принадлежностей, сопровождающих любимое в Сибири чаепитие!
Предоставил эту выставку из галереи своих частных собраний иркутский коллекционер, издатель, Почетный строитель и Почетный энергетик России Александр Михайлович Спешилов. Его детищем является музей-ресторан, единственный в своем роде сосредоточивший уникальную антикварную коллекцию для обзора посетителям. Он располагается в прекрасном двухэтажном особняке в 131 квартале по ул. Седова, 42\1.
Некогда, в 19 веке, самовары испытали настоящий бум в своей популярности среди простого и – непростого тоже- народа. Наши дедушки и бабушки стремились во чтобы то ни стало иметь в доме самовар, да не один, а два (на случай нечаянной утраты от перегрева его устройства по недогляду). Его шествие по Руси в совершенно разных обличиях, неожиданных форм, приобрело такой размах в России, что он стал национальным брендом русского народа наряду с матрешкой, медведями и медными церковными колоколами. Самовар умел собрать вокруг себя семейные задушевные застолья, слышал немало историй, что будоражили мир, согревал и утешал душу труженика с дальней дороги, придавал удивительное очарование чаепитию, привносил романтические нотки сельскому быту. На Руси он носил гордое прозвище «генерал стола», кто-то ласково называл его Иваном Ивановичем. Иметь самовар в доме – заявлять миру, что в доме есть достаток, и тут чтут русский дух, русские обычаи и традиции.
131 предмет представлены на витринными стеклами в музее. Ни один самовар не повторяется. Каждый самовар удивителен своей антикварной историей, совершенен по своей форме, удивляет неповторимостью и неожиданностью. Вот круглый самовар, вот дорожный, напоминающий фонарь, а вот... двукранный. И так - с каждым из них.
16 марта в музее состоялась презентация этой уникальной выставки.
Открыть выставку были приглашены работники комитета культуры, посетители из завсегдатаев наших мероприятий, работники музеев, учащиеся.
Гости прибывали заранее, поэтому выставка стала местом знакомства и обсуждений вопросов, интересующих людей. Так сотрудники трех музеев обменялись музейными новостями и провели небольшой методический обмен опытом. На правах хозяина выставки выступила прежде всего главный хранитель фондов Галереи Спешилова Юлия Борисовна Хилханова. Она рассказала, как Александр Михайлович собирал свою коллекцию со всей страны, с разными историями, ответила на вопросы присутствующих и, самое главное, провела экскурсию по выставке. Выставку должен был открыть сам коллекционер, но, к сожалению, он приболел и не смог быть в музее.
Работники музея тоже провели большую предварительную работу. Заранее коллективом была подготовлена большая фотозона. В ней было использовано более 70 предметов старины. Зона была оформлена в виде горницы- ситцевые занавески, посудные шкафы, русская печь, лавки, конечно стол со старинной посудой и самоваром, половики- все настоящее. Сибирская изба получилась уютной и располагала к себе – люди с удовольствием сидели на лавках ее на фоне.
Живым дополнением к самоварам были русские народные песни, мелодии и танцы в исполнении любимых артистов заларинской публики И. Тетеркиной, М. Яблочкина, М.и П. Шамалюков, а также детской хореографической группы .... Все артисты были в очень красивых народных костюмах. Их талант одного за другим привнес замечательный колорит к экскурсионному и историческому текстам ведущих. Начался вечер с чтения отрывка книги –гимна русскому укладу жизни – В. Белова «Лад». Хозяйка избы Марина Земляничкина сыграла роль своей бабушки, чалдонки Аксиньи Афанасьевны Пинигиной. Она с прекрасным сибирским говорком рассказывала своей гостье из города - Серафиме Петровне Юшмановой (Г.Н. Макогон) о жизни на заимке Кондратьевской, о том, как мужики ездят в Голуметь и как суровы они в быту с близкими, «ежели им что не так». Гостья Юшманова рассказала о городских новостях, в том числе и о купце Спешилове. Сценка вызвала много добрых улыбок, аплодисментов и оживила представление о старине.
По окончании экскурсии в зале запахло берестой и мятой, свежезаваренным чаем и ... пирогами. Ресторан Спешилова отправил гостям своей коллекции черемуховый и рыбный пироги, изготовленные по фирменным сибирским рецептам. «Это было что-то!» - говорили все до одного, кто попробовал угощение. Директор музея Алексеева И.Л. и ведущие Овчинникова В.В. и Мамаева Н.И. всех тепло поблагодарили за помощь и содействие всех участников культурного события и вручили всем Благодарственные письма.
Спешиловы - фамилия чалдонская.
С давних времен на Руси было заведено содействие купечества и промышленников развитию народной жизни в самых разных сферах. История помнит, как миллионеры 19 века вкладывали огромные деньги на строительств первых российских железных дорог из Москвы. Сибирский купец из Забайкалья золотопромышленник Я. Д. Фризер был из семьи ссыльных. Сумев стать оборотистым многомиллионером, Фризер стал большим меценатом: он ссуживал беспроцентные ссуды для бедного народа, был вносителем денег на строительство университета в Иркутске, вдохнул жизнь в северные золотоносные поселки. Многие его важные для развития жизни вокруг деяния его принесли ему огромное уважение со стороны народа, его потомков. До сих пор краеведы и историки пишут с восхищением о подвиге этого человека ради других.
Своим делом Яков Давыдович не обошел и заларинскую землю. С иркутским купцом Писаревским И.Г. был учредителем общества «Керосин».
В наши дни предприниматели тоже оказывают всяческое содействие развитию современного общества помимо своей основной деятельности. Часто помощь оказывается деньгами.
Спешилов Александр Михайлович всеми своими корнями в иркутской земле. Еще в 1762 г. первый представитель фамилии был определен в ямщики на Кутуликский станец из Бельского острога. Бельск – самый первый форпост южных окраин губернии, возник в 1667 г. Как попали Спешиловы туда- вопрос, но факт , что они проживали там в первой половине 18 века. Имелась на 1920 г. на землях Бельского сельского общества и своя заимка Спешиловская. К концу 19 в. Спешилов Гаврило числится крестьянами Кутуликского селения. В 1778 г этот самый Гаврило Спешилов зафиксировался и в Заларинской Николаевской цкеркви как свидетель у заларинского ямщика Погодаева Лариона. Фамилия с возникновением и действием Московского тракта стала распространяться по дороге. Не будем мы краеведами, если не скажем о заларинских, точнее тыретских Спешиловых, которые по документам числятся в Тыретском селении как ясачные. В Тырети числилось много инородцев, которых в 19 в активно переводили в православную веру, проводили перепись, при этом меняя бурятские имена и фамилии на русские. Так фамилия бельских крестьян, черемховско- кутуликских ямщиков Спешиловых была «посеяна» для тыретских бурят. К концу 19 и началу 20 в.в. в Тырети просмотрелись две семьи Спешиловых- Дмитрия и Алексеева. Интересно, что фамилия держится и до нашего времени.
Ямщицко-крестьяннский уклад, предприимчивость сибирского хозяина- землепашца, веками сложившиеся традиции нашей земли в генах Александра Михайловича. Почему ему так нравятся русские самовары? Уверены, что он очарован и звоном ямщицких колокольчиков, запахом только что испеченного хлеба в русской печи, вкусом речной рыбы и кедровыми орехами – всем тем, чем питала сибирская земля его предков. Наверное в этой родовой памяти и кроется политика Спешилова- дарить радость людям через уникальность русского самовара, и не только самовара.
Заларинский краеведческий музей восхищен гражданским подвигом потомка бельских крестьян и выносит свою огромную благодарность, а вместе с нашей- и наших посетителей Александру Михайловичу и его команде за верность нашей родине, родовой памяти, за марку сибиряков, которую он держит крепко в своих руках. Одно слово – сибиряк.
Вспомогательные краеведческие материалы.
Волости и населённые места. 1893 г. Выпуск 4.
Иркутская губерния.
Издательство Санкт-Петербург, 1894г.
Центральный статистический комитет.
Министерство внутренних дел.
Чай составляет почти что предмет необходимости в сибирском быту. Весьма часто в бедных семьях не готовят горячей пищи по целым неделям, продовольствуясь исключительно кирпичным чаем (обычно с молоком) и с ржаным хлебом, в лучшем случае - с пшеничным что относится в равной степени как к русским, так и к бурятам. Однако, именно в бурятских хозяйствах все- таки на чай расходуется несколько меньше, нежели в русских. Надо постоянно иметь ввиду, что значительную часть пищи у бурят составляет молоко в различных видах, особенно в виде арсы. Чай в России - предмет роскоши. Сахар - даже в богатых сибирских семьях- тоже предмет роскоши, и расходуется на него ничтожные суммы, ибо он подается только при гостях и в праздники.
Василий Белов.
О чём звенит самовар.
В хоромах купцов Строгановых почётного гостя поили заваренной чайной травкой, которая по свидетельству историков даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал своё торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему было трудно тягаться. Но такое противоборство и неуместно, добрый выверенный народом напиток, как добрый национальный обычай, не враг к другому такому же доброму напитку или обычаю. Они лишь дополняют друг друга, и каждого выигрывает рядом с другим. Время, место и настроение безошибочно подсказывали хозяину или хозяйке, чем утолить жажду гостя, работника, домочадца. В одном случае это был чай, в другом квас, в третьем сусло. Многие любили берёзовый сок. Каждому такому питью соответствовало своя посуда и свой ритуал, зависимость, впрочем и от индивидуальных особенностей человека. Говорят: всяк пьёт, да не всяк крякнет. За короткий исторический срок чаепитие на Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме для важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такой же ощущение было от пустого переднего угла ибо либо от остывшей печи. Кстати, и сама русская печь, совершенствуясь... всегда была связана и с эстетикой крестьянского быта. Кто, к примеру, не заслушивался песнями зимнего ветра в тёплой трубе, сидя или лёжа у родимого кожуха? Самым удивительным было чувство близости этого холодного ветра и твоей недоступности для него. В последних вариантах русская печь, ласковая и добродушная, предоставила возможность шуметь, кипеть, петь извинить русскому самовару. Это для него хозяйка два -три раза в неделю выгребает жаркие золотистые угли и совком засыпает их в железную тушилку. для самовара же сделаны в печи специальный отдушник, тяговый дымоход, который действует независимо от печных вьюшек.
В каких же случаях ставился самовар? Очень во многих. Неожиданный приход или приезд родного или просто дорожного человека, перед обедом, в жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках, с холоду, с радостью или расстройства, к пирогам, для того, чтобы просто нагреть воду, чтобы сварить яйца, кисель. Для питья предпочиталась речная вода. Самовары на родине автора в деревне служат 60- 80 лет без каких-либо признаков накипи. Не дай Бог поставить самовар вообще без воды, что нередко случалось с рассеянными кухарками. Тогда самовар, словно недоумевая, какое-то время, молчал, потом вдруг начинал неестественно шуметь и наконец медленно оседал и валился на бок... Не каждый кузнец-лудильщик брался припаять края и отвалившуюся трубу. Как раз по этой причине и старались купить второй, запасной самовар. Нередко он становился предметом экономически необходимой или просто забавляюще развлекательные мены. На самовар можно было обменять, например, гармонь, или ружьё, или наручные часы, а иногда даже баню либо плохую корову. Формы и объёмы самоваров были бесконечно разнообразны. Вычищенный речным песком до солнечного сияния, он превосходно гармонировал с деревом крестьянского дома, с его лавками и посудниками и чаще накрашенными шкафчиками. Шумящий, кипящий самовар и впрямь как бы оживал и одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку и того и другого делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющим семью и застолья. Вот брякнула дужка ведра, зашумела выливаемая в самовар вода. Затем почуялся запах берёзового огня, вот в колене железной трубы, соединяющей самовар с дымоходом, загудело и стихло пламя. Через 3 минуты всё это медное устройство начинает шуметь, как шумит ровный летний дождь, а через 5 минут затихает. Вода кипит ключом, в дырку султаном бьёт горячий пар. Самовар уносят на стол, водружают на такой же медный поднос, на конфорку ставят заварной чайник. Чайные приборы по количеству членов семьи окружают деревянную дощечку с пирогами и большой ставец с топлёным, вернее, томлённым, в печи молоком. Лёгкий зной от горящих углей, лёгкий звон, переходящий в какое-то таинственное пение, пар, запах, жаркие, сияющие бока самовара, куда можно глядеться - всё это сдабривается большим куском пирога и крохотным осколочком от сахарной головы. Две ложки молока белыми клубами опускаются в янтарно-коричневое содержимое чашки. Взрослые выливают всё это тебе в блюдце, делят между самыми маленькими молочную пенку и начинает свои нескончаемые разговоры.
Так или примерно так воспринимается чаепитие в раннем детстве.. Если младше тебя в семье никого нет, тебе отдадут всю пенку, чтобы борода росла. В эту пору тебе уже известно, что за столом нельзя пересаживаться с места на место, нельзя оставлять чашку просто так, надо обязательно повернуть на бок или вверх дном. Иначе, по примете, очень трудно утолить жажду, и тебе будут без конца наливать. Одна из главных особенностей русского самоваров в том, что он может кипеть до конца чаепития, Для чего достаточно держать трубу слегка открытой.
Во время войн, в голодные годы, самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем, и утешителем. За неимением чаю и сахару заваривали морковные вяленки, зверобой, лист смородины и так далее .
Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания. Та же судьба была впрочем , и у русских колоколов. Но не всегда его, когда уносили из избы , сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл отдавали в фонд войны свои последние самовары, после чего воду приходилось кипятить в чугунках. Нынче самовар повсеместно вытесняются электрочайником, в чём есть и свои плюсы, и свои минусы.
Сценка у самовара.
Гостья из города- Серафима Петровна Юшманова, входит в дом, чуть припадая на уставшую ногу с дороги. Навстречу ей идет дородная хозяйка дома – Аксинья Афанасьевна Пинигина. Она только что хлопотала у печи с самоваром.
Женщины сели за стол пить чай.
1 Ох, пристала я с дороги-то. Не люблю просить, а тут уж Христа ради, напои меня, свет Аксинтя Афанасьевна, чаем, да с самовара, может, легче и станет.
2. Проходи, проходи. Как раз самовар-то на стол затеяли.
1. Знатные у тебя пироги и шанешки, да вареньице-то не отстает! Или я по всему родному так соскучилась?
2 – Угощайся, дорогая Серафима Петровна! Это бабушка моя Катерина научила меня печь пироги и ароматное варенье варить. Самовар этот мне с Лены -реки в наследство отправили нам. Добротный он очень.
1 Что нового у вас? Селенье большое, да расстояние не больно в гости велит ездить.
2– Ой, кума, как хорошо, что ты приехала, мне хоть поговорить с грамотным человеком, да мож и я ума наберусь. Давай я тебе кипяточка - то подолью, ты чаек -то пей, я свеженький заварила, кирпишный, как для великой гости! Себе- то кипрей да лабазник заваривам, а для гостей китайский кирпишный держим. Варенице пробуй: и брусничка, и синя ягода, и красна земляничное вот. Пирошки вот, тарачки с черемухой, кушай. Нонче черемуха добро уродилась.
1. С черемухой-то все нарасхват у нас в городе. Да еще и купцы с Новогороду другой раз да заказывают им отправить. С оказией по тракту и шлем.
2. Ой, кума, мы нонче полночи самовар топили. Сам- то в Голуметь на мельницу с сынами поехал, а он же, знаешь, какой суровый да строгий у меня, эт ему же надо, штоб, не останавливая коней, сразу в открыты ворота да в завозню заехать, а ежели чуть замешкаю, то и плетью то по спине получу. Да и самовар штоб кипел... Ой, как-то не укараулила да уснула, так, не поверишь, кума, с холодным самоваром в хлеву ночевала.. Час полегче стало, старшой- то женился, так сноха самовар кипятит, а я на улице уже стою, слушаю, ага, наш колокольчик-то я за две версты слышу, ага, как услышу, так сразу вороты- то нараспашку... Да ладно, что сынов- то с собой взял нонче, да еще, по секрету скажу – сыны ружа взяли. А то страху-то какого натерпелись, один раз черемховские жиганы в лесу встретили - и чего везете, кого везете, не хотите ли поделиться? Сыны как с ружов пальнули, так они и врассыпную. Где же тут мужикам не быть суровыми –то ? Незнай, мож, в городах которы грамотные мужики, да жизнь у них полегче они и не таки суровые... Ой, чего это я все про себя да про себя.. Вот ты, кума, с городу, расскажи каки городски-то люди, да чем занимаются? Им-то косить, молотить не надобно.
1. Да чтож у нас? Балы, машкарады, благотоврительные концерты посещаем. Вот ты все про свой самовар речи ведешь. А слыхала ты, Аксиньюшка свет Афанасьевна, что есть в Иркутске городе купец Александр Михайлович Спешилов, у него почитай целый музей самоваров. Да каких? Народ многих не особо и видывал.
2. Спешилов... Спешилов... Больно фамилия знакома... А-а-а, вспомнила. Ямщик С Тырети проезжал, из ясачных он, да завозил нам куль картохи какой- то новой, сам как-то просил. А тут купец Спешилов... вот бы хоть одним глазком взглянуть на его самовары заморские. Да ехать очень далеко, аж почти 200 верст!
1. А зачем ехать – то? Я, слыхала, в нашем Заларинском музее его коллекция теперь стоит и сегодня выставка открывается. Давай сходим, поглядим!
2.Ой, кума, скоко знаешь, не зря тебя в учение отдавали.. Вот как сам-то в тайгу с собаками уйдет, упрошу сынов, можа, свозят меня на энту выставку, ой посмотреть-то шибко хочется...
Слышен звук приближающихся колокольчиков.
Ой кума, все, я побежала, слышь колокольчик-то наш звенит, ворота открывать надобно...
Женщины проворно уходят на улицу.