ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
Здравствуйте уважаемый посетитель нашего сайта! Если у Вас есть к нам вопрос, оставьте, пожалуйста, свои данные и сообщение, мы ответим Вам в ближайшее время.
Всех объединил Московский тракт и музей города Черемхово!
30 ноября 2021 г. Заларинский районный краеведческий музей в составе 3 сотрудников - директора Алексеевой и.Л., зав. отделами Бутакова Д.В. и Макогон Б.К. приняли участие в заседании клуба профессионального взаимодействия «Музейный контакт», который проходил по инициативе в Музее истории города Черемхово.
На мероприятие прибыли музейщики Усолья Сибирского, пос. Михайловка Черемховского района, пос. Кимильтей Зиминского района, пос. Куйтун – все представители Московского тракта. Пандемия надоела всем, и было искренне радостно увидеть коллег по ремеслу.
Теплый и радушный прием хозяев расположил к общению. Тепло всех приветствовала Мут Анастасия Игоревна, начальник отдела культуры. Было интересно узнать, как развивается молодой в наших глазах музей города Черемхово. Мы увидели презентационные фотографии мероприятий- их было впечатляюще много, их экспозиции «Тракт» и « Квартира по-советски». Темы, конечно, известны уже в музейном мире, но было интересно, как подали их черемховские музейщики. Мы видели, что они очень старались, разнообразие экспонатов было довольно большое. Некоторые фрагменты экспозиций мы взяли на вооружение, некоторые предметы привлекли своей необычностью, своими историями, которые постоянно нам ведали сотрудники. Посмотрели и фондохранилище и удивились, что предметов в хранилище у них довольно мало. Мы увидели мобильный коллектив старательных тружеников. Глядя на их труды, было немного печально видеть не совсем достойный антураж экспозиций: не хватало высоких привлекательных технологий, характерный для музеев больших городов. Это означает, что музеи слабо финансируются и опекаются с точки зрения прорывных ведущих технологий. Не ругаем никого и не осуждаем - просто понимаем, что и местные власти делают что могут, а все же прошлое у нас как рассказ из уст бабушки – просто рядом с нами звучит воспоминание без яркого впечатляющего экрана.
«Играй, гармонь, назло стихии…»
Играй, гармонь, назло стихии,
Воюй за правду и добро.
В тебе живет душа России,
Природных звуков серебро.
Иван Маланин…
Веет от этого имени Русью дальней, древней… В имени нашего знаменитого земляка сошлись два омонима, широко распространенных на Руси с давних пор. Иван – любимое имя масштаба международного: в других наречиях это и Ян, и Джон, и Иоанн. Фамилия – от женского раздольного деревенского имени Маланья. Какой-то предок Ивана Ивановича был сыном русской Маланьи, да так и ввели притяжательное прилагательное Маланьины дети в обиход в качестве фамилии. Возможно и другое: фамилия восходит к имени предка по мужской линии – Маланя, уменьшительному варианту крестильного имени Малахия («мой посланец»). Теперь этого не скажет уже никто. Одно ясно - судьба наделила его фамилией не дворянской, не купеческой, и не иностранного происхождения, а из глубинки простого народа она, крестьянская. Не только звучанием привела она нас к этому мнению. На долю семьи и самого Ивана Ивановича выпали страдания и трудности, характерные для простого народа.
Друзья на гармонной маланинской тризне! Позвольте мне с волнением и гордостью поведать Вам родословный рассказ с иркутской малой родины Ивана Ивановича Маланина. Самое главное в этом рассказе то, что наш герой из самой что ни на есть российской глубинки, восточносибирской таёжной глуши, где народ всегда жил с мучениями и страданиями, в труде и поту, сражаясь с природой, с жарой летом, с холодами и морозами зимой, деля все заботы властей напополам с собой. В этих условиях вопреки всему вдруг зазвучали звонкие неунывающие трели русской маланинской гармони. Иван наш вышел на сцену русской отечественной культуры подобно народной игрушке Ванька-Встанька. Как ни хлещет его судьба, каких только испытаний не держит она для простого человека за пазухой- а он, глядь, стоит, не падает, да характером, натурой своей удивляет: не каждый так может жить.
«Далекий край сибирский» известен тем, что он – край ссылки. Сказать, что Иркутская земля заселена только ссыльными, было бы несправедливо. С 1700 по 1913 г.г. ссыльные составляли всего 5-9% от всего количества заларинских фамилий. Небольшую прослойку населения составляли аборигены – буряты и тунгусы. Первые помнят себя по преданиям и улигерам (бурятский и монгольский народный эпос) с XIII в. Эта седая бурятская история местных родов хулмэнгэ, хонгодоров, икинатов, боролдоев и др. придает особую прелесть нашим местам. С середины или во второй половине 1600-ых г. сюда пришли и, возможно, начинали жить и бродить первые русские, преимущественно с севера России, которые женились на местных бурятках, тунгусках. Их потомство принято называть чалдонами. Но особенно много на заларинской земле появилось «столыпинцев», которые относились к миллиону смелых отважных крестьян-переселенцев. Они прибыли в Сибирь из европейских губерний на освоение таёжных целинных земель. Правительство Столыпина провело целую серию новых законов о переселении крестьян на окраины империи. Возможности широкого развития переселения в Сибирь были заложены в законе 6 июня 1904 года. Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим без ограничений и было предоставлено право на переселение. В наших местах осели переселенцы из 28 губерний. Среди них преимущественно много было русских людей со Смоленщины, Калуги, Твери, Петербурга и др. Других народов тоже хватало. Сибирь - поистине место стечения многих народов, характеров, судеб.
Ссыльные же стали появляться на заларинской земле с 1700-ых годов. В первых документах - метрических книгах - их называли посельщиками. Минуя село Тулун, что на западе Иркутской губернии, ссыльным разрешали выбирать себе места ссылки вольно -«дальше Сибири не сошлют».
«Байкал один на всей планете, другого – просто не дано…»
Озеро Байкал, расположенное на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Республики Бурятия, относится к числу самых древних водоемов нашей планеты. Но больше всего оно известно тем, что является самым глубоким озером на Земле и одновременно крупнейшим естественным резервуаром пресной воды – 19% всех мировых запасов. И сам Байкал, и прибрежные территории отличает неповторимая в своем разнообразии флора и фауна, что делает эти места поистине уникальными, неизменно привлекающими к себе внимание научных умов и многочисленных любителей путешествий и настоящих искателей приключений. Многие жители России и стран зарубежья, и конечно же жители нашего Заларинского района хоть один раз отправлялись в путешествие на славное озеро Байкал. Как любые путешественники привозили памятные сувениры, массу положительных впечатлений и безусловно много интересных снимков.
Сегодня мы представляем вашему вниманию фотовыставку «Святой Байкал увидеть каждый рад!», которая появилась на свет в результате одноименного районного конкурса. В январе этого года «Заларинский районный краеведческий музей» объявил конкурс на лучшие фотографии об уникальном любимом озере Байкал. В конкурсе принимали участие любители и профессиональные фотографы независимо от возраста, пола, рода занятий и увлечений, проживающие на территории района. Возраст участников был не ограничен. В течение нескольких месяцев наш фонд пополнялся новыми красочными фотографиями. Конкурс проходил по двум номинациям:
«Таинство природы» – участники должны были представить фотографии живописных, потаенных мест на Байкале и байкальской природной территории. Вторая номинация «Наш отдых на Байкале» – соответственно, конкурсанты должны были представить интересные, необычные снимки активного отдыха. На конкурс поступило 15 заявок, общее число работ– 54.
В номинации «Таинство природы» - 27 работ; в номинации «Наш отдых на Байкале»» - 27 работ.
Время все ставит на свои места.
Меняются века, люди, сменяются поколения. Время идет, и с его течением в общественной жизни образуются информационные провалы, ниши неизвестности в истории наших мест.
Село Тагна выжило сквозь все время с седых времен до наших дней. Многое повидала она на временном периоде, отведенное ей. Благодаря деятельности музея на месте восстанавливаются самые яркие, значительные страницы истории. Село большое, старинное, и не все бывает ясным и понятным. Что означает слово «тагна»? Каким образом обитали здесь буряты? Какие события и имена потрясали их жизнь? Каков список смоленских переселенцев, поселившихся здесь? Только время и работа над историей позволит расставить многое по местам.
Подводя итоги уходящему году, можно сказать, что он подарил из небытия материалы об этом селе, восполняющие пробелы и порадовавшие музейщиков района новыми открытиями.
Поделимся с читателями нашими находками.
Для кого-то прекрасны, для кого-то — не очень,
А кто-то в них душу узрит, между прочим.
Одни приласкают и к сердцу прижмут,
Другие же мимо пройдут, не поймут.
Сейчас в магазинах есть много игрушек,
Полезные ищем среди безделушек,
А в Древней Руси мастерили девчушек
Из лоскуточков, да ниток катушек…
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой народа. Кукла была не просто забавой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно около 90 видов кукол. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость.
Представляем вашему вниманию выставку «Душа в народной кукле», которая проходит в рамках VI Байкальского международного фестиваля «Хоровод ремесел на земле Иркутской» и 95–летия Заларинского района.
На выставке работы мастеров народного искусства Союза «Оникс», который объединяет мастеров прикладного народного творчества, проживающих и работающих в городах и посёлках Иркутской области.
Члены Союза заинтересованы в возрождении, сохранении и развитии традиционного народного искусства, художественных ремёсел и современных направлений декоративно-прикладного искусства.
,,Архангельская промысловая кукла,,. Автор: Еремина С.В.