ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
Здравствуйте уважаемый посетитель нашего сайта! Если у Вас есть к нам вопрос, оставьте, пожалуйста, свои данные и сообщение, мы ответим Вам в ближайшее время.
Для любви сибиряков нет границ.
Вопрос о заселении глубинок Восточной Сибири, в том числе и наших заларинских земель, являющихся составной Приангарского края, однозначно еще не изучен и представляет для себя огромное непаханое поле. Время от времени в рассказах о родословных, активно сейчас выдвинувшихся в приоритет информационного поля, всплывают из огромной людской памяти старинные топонимы, удивительные людские истории о промыслах, хозяйственном быте своих предков. Краеведение - как раз та наука, которая на местах позволяет выявить интересные факты истории данного места или иного. Белым пятном для южных частей Иркутской области является тема заселения первыми и последующими за ними переселенцами. Однако, при пристальном внимании к этой теме, особенно изучая систему архивных документов сословных разных источников, все же картину заселения той или иной территории южных районов области, того или ли иного старожильческого села, установить можно.
Особенно увлекателен и совершенно не исследован вопрос о заселении земель нашего и соседних районов первыми пашенными крестьянами с 1600-ых годов. Они, конечно, раскрываются не сразу, но со временем все же приводят к интересным выводам. Оказывается, что фамилии первых пришлых русских крестьян появились на заларинской земле 300 с небольшим лет и распространились по округе, образуя ареал своего рода. Дело в том, что для первых пришельцев, пришедших на покорение и освоение Сибири (рода самых старых пришельцев составляют 20-24 поколений), было характерно частое переселение, кочевки на другие места, и это вело к их проявлению в других, особенно соседних землях. Так, к примеру, ямщики прибыли на тракт с северных волостей в середине 18 века. Они, активно пользуясь привилегией постоянного передвижения по тракту, роднились с семьями соседних сел, расположенных по траектории тракта (Ступины, прибывшие в с. Кимильтей, вскоре появляются в Заларях; такая же история с ямщиками Тулуна Московскими, образовавшие здесь заимку Московских (ныне это микрорайон Московский и т.д.) Немаловажным фактором для распространения фамилии по округе имело большое количество детей в семьях: семья и ее фамилия ширилась и росла вокруг. Так ямщик Петр Выборов, прибывший в Заларинский станец в 1743 г., имел на воспитании 7 мальчиков. Они с математической прогрессией в последующее время наводнили все наши большие деревни и села.
Передвигались люди по экономическим и земельным причинам. Так в с. Зиминском было много Бухаровых. Но вскоре они образовали две заимки Бухаровых (одна в Тыретской волости, другая в Ново-Черемховской волости, см. карту 1905 г.) Заимки - земли для ведения самостоятельного хозяйствования, и на ее образование шли большими семьями или родней, которые рассчитывали свою силу и умение обработать как можно больше земли. Крестьяне Черных, Дроздовы, Замащиковы, Бутырины и др. проживали в 17 и 18 веках в Илгинской волости. С проложением Московского тракта они семьями селятся в южной для них Заларинской волости – и все они образуют свои именные заимки, обретая здесь новую родину, образуя за Заларями своеобразный крестьянский « илгинский старожильческий треугольник» из своих заимок.
К одной из старых старожильческих фамилий заларинской земли относим фамилию Ивановых. Эта фамилия стоит на первом месте по своей популярности вообще в России согласно информации ряда фамильных словарей «Самые распространенные фамилии». По документам архивов 18 века она не является первой в Заларях или других старожильческих селах района. Но вот позднее, в 19 и начале 20 в., она наводнила собой весь район. Первое упоминание фамилии Иванова находим в записи от 56 марта 1817 г. в «Рапорте от Благочинного Преловского о взломе замков кладовой Николаевской церкви в Заларинской слободы». Однако он не заларинский житель. Речь шла о кутулицком посельщике(ссыльном) Иванове Павле, участвовавшем в обворовывании местной церкви вместе с другим посельщиком- цыганом Гаврилой Женбаревым. Далее Ивановы стали появляться у нас активней. Через век после 1817 г. фамилия изрядно распространилась по всей заларинской земле:
Андреевский с\с -1 чел. (1916 г.);
з. Артуха- 1 семья, 6 чел. (1913-1925 г.г.);
дер. Бабагай - 4 чел. (1905-1925 г.);
уч. Диканька -1 чел., (1923 г.);
с. Залари- с 1874 по 1922 г. отдельных взрослых носителей было 31 чел., из них у 4 чел. выявлен статус ссыльных;
з. Каменная Речка -1 чел. (1923 г.);
дер. Каратаево 11 чел. (1910-1916 г.);
с. Моисеевка -1 чел. (1921 г.);
дер. Муруй, она же Зверево - 3 семьи, 28 чел. (1916 г.); Мягковский уч. - 3 чел. (1919 г.);
Последний уч.- 2 чел. (1919 г.);
з. Савиново- 1 чел (1922 г);
с. Семеновск- 1 чел.;
з. Сенная падь - 1 семья;
с. Сорты -7 чел. (1874-1916 г.г.) (несколько человек из них ссыльные); с. Тагна -5 чел. (1917-1921 г.г.);
с. Холмогой - 4 чел. ( 1874-1916 г.г.); в 1845 г. 10 чел.(все ссыльные); Усовский уч.-1 чел. (1914 г.);
К этому списку не выявлены места проживания еще у 25 Ивановых, зафиксированных с 1873 по 1922 г.г.
Если их проживание отметить на карте района, то получится пестрая картинка: Ивановы в районе почти повсеместны. При внимательном взгляде мы видим, что более активное их проживание выражено на восточной стороне района: в Артухе, в Каратаево, Муруе, Тагне.
Один настоятельный запрос в музей в 2019 г. о родословии семьи Ивановых из дер. Муруй от жительницы Ивановой А.А. помог ответить на вопрос, как большая часть Ивановых попала в наши места. Была проведена исследовательская работа.
Данная статья представляет собой отчет по исследованию с подытоживанием. Сначала о предыдущих находках и мыслях, относящихся к этой теме.
В начале 2010- ых годов музей отмечал день села Заблагар и 100-летие местной школы. Тогда удалось выявить, что ряд заблагарских дореволюционных семей, часть чалдонских фамилий, пришла сюда из с. Голумети, окраины соседнего нынешнего Черемховского района. Это Воронковы, Григорьевы, Зевельтовы, Савельевы. Еще одна группа старожилов прибыла в заблагарские места из черемховских трактовых деревень. Так Черниговские были из заимки Свирской (современный Свирск Черемховского района), Чернышовы – из заимки Чернышовых близ Черемхово, Белых также имели свою одноименную заимку по соседству с Чернышовой заимкой, Ленские, Шульгины также часто встречаются в документах Черемховской волости. Был задан вопрос: а как и почему черемховцы шли в срединную глубинку нашего района? Вопрос ждал своего ответа. В недалеко расположенной от Заблагара деревне Муруй также обнаруживаются фамилии черемховского сообщества: Невидимовы, Рехвановы, Комаровы. Натолкнул на размышления о роли соседних земель для заларинцев рассказ, что Невидимовы из с. Муруй пришли сюда из Голумети. Названные выше фамилии больше встречаются в голуметской округе. Кроме того, в ряде метрических книг Тагнинской, Холмогойской церквей конца 19 и нач. 20 веков нет -нет, да и встречаются фамилии с социальным статусом «голуметский крестьянин». Это просто наталкивает на мысль: имело место миграционное малое передвижение внутри юго- западной окраины Иркутской губернии!
И, наконец, третий повод к исследованию темы должен оказаться обязательно, и он случился. Изучение истории населения с. Троицк в свете последних крупных событий в культуре района (родина И.И. Маланина и установка ему памятника, история винокуренного завода) показало, что состав населения Троицка в корне отличается от соседних сел, и что истоки его переселения сюда в 1890-ых г. (время начала работы заводы) тоже лежат в черемховской, а точнее - в голуметской земле. К месту сказать, родители знаменитого гармониста И.И Маланина прибыли в конце 1880-ых -нач. 1890-ых г.г. в Троицк из с. Иреть Голуметской волости. Кроме Маланиных здесь проживали Лизученко, Переваловы, Логиновы, Политовы, Волковы и др.- . 14 семей Троицкого завода, как оказалось позднее, оказались голуметскими семьями! В случае с Троицким заводом очень четко обозначилось, что видные голуметские купцы Блаженский, Семенов, Кисилев, основатели Вознесенского винокуренного (уч. Юлинский близ Голумети) и Бельского пивоваренного завода, переместились на создание и запуск Троицкого завода, и что за ними потянулись на работы на новом заводе простые крестьяне, ставшие ядром населения Троицка, начиная с 1890-ых г.
После этого внимание к фамилиям дер. Заблагар, Муруй, Сорты, Хор-Тагна, Холмогой, Тагна в целом обострилось и позволило выявить ряд фамилий, пришедших с Голумети и Бельска. Чем это объяснить? Конечно, смежностью территорий и недалеким удалением друг от друга: 45 км от Троицка до Голумети (восток), около 50 км от – от Холмогоя ( вектор на север от Голумети). В Холмогое и Голумети- старинные церкви, помогающие решить потребы соседних больших сел. С другой, южной стороны, конечно, Тагна, удаленная примерно на 50 км от Голумети. И там была церковь! Крестьяне дружили практически по соседству, знались друг с другом из экономических соображений, заключали браки друг с другом, женили своих детей, и этим посредством разведывали и открывали для себя новые места.
В названных селах везде проживают Ивановы. Во всех названных выше заларинских селах и деревнях Троицк-Муруй-Сорты-Холмогой- Тагна- эта фамилия проявляется повсеместно и образует свой ареал. (Примечание: мы не включаем в него с. Хор-Тагну, хотя в ней на 1925 г. проживало 10 семей Ивановых: они прибыли как столыпинские переселенцы из Витебской губернии).
Место для Троицкого завода в 1890-ых г. вычислил ссыльный гидролог А.Д. Иванов. Самыми старинными жителями Тагны считаем Сухаревых, Толстоуховых и Борисовых- они живут тут в конце 1700 - ых г. Но за ними далее в начале или середине 1800-ых г. появляются Ивановы. Краевед Н.С. Гайдукова, беседуя с потомками Ивановых Тагны, выделила мысль о том, что они даже претендовали на первопоселение села. Сохранилось старинное фото тагнинской семьи Ивановых.
Очень удивил Ивановыми Холмогой 1845 г. Тут оказалось 10 чел. разных Ивановых- и все они как один- бездворовые ссыльные! На 1916 г. согласно «Исповедным росписям» Дмитриевской церкви в дер. Муруй проживает 63 семьи, из них 4 - Ивановы. Их больше всех в деревне- 27 чел.
Итак: налицо подборка данных компактного проживания Ивановых в срединной части района. Нет ли коренной связи Ивановых, живущих в старожильческих деревнях, с голуметской землей? Учитывая, что голуметские фамилии активно появляются в церквях вышеназванных старожильческих сел, предполагаем и у них голуметское происхождение: сортовских, тагнинских, муруйских Ивановых.
Переселение голуметских чалдонов в заларинские места надо доказывать. 17 марта 2021 г. мы с автором запроса А.А. Ивановой решили съездить в с. Голуметь Черемховского р-на. Повез нас на своей машине ее супруг Михаил Петрович Иванов, который давно хотел увидеть своих родных, тоже Ивановых, в дер. Саянская (ранее Грязнуха), что недалеко от Голумети. Разобравшись с родством, оказалось, что две семьи Ивановых, числившиеся в 1916 г. в дер. Муруй, породнились между собой. Внуки от этого брака вернулись на историческую родину - в голуметские места, места их дедов и прадедов! Это было добрым признаком в подтверждении гипотезы.
Далее мы приехали в с. Голуметь. Ах, какой красавицей на весеннем солнце нам предстала Голуметская церковь, освобождающаяся от беспамятства и неопрятности и забытия! С первых же вопросов местным людям, есть ли Ивановы в селе, информация о них полилась как из рога изобилия. В местной администрации, в сельской школе первые же попавшиеся собеседники все утверждают, что Ивановы- их предки, В списке погибших в ВОВ Ивановых на памятнике 5 чел. Таким образом, мы нашли косвенное подтверждение самой жизнью, что Голуметь - село Ивановское, что здесь проживали Ивановы в активной форме. Наличие носителей одной и той же фамилии говорит о математической прогрессии, распространении со временем в одной и той же местности, говорит о том, что Ивановы проживают здесь давно, что корни их в здесь глубоки. Именно так у нас в Заларях росли и ширились во времени и территориально Распутины, Выборовы, Сухаревы. Уверенность, что муруйские Ивановы отсюда - значительно окрепла.
Следующий этап исследования - Госархив Иркутской области. Нужно было документально увязать происхождение муруйской семьи Ивановых с Голуметью. Шесть раз мы с Антониной Алексеевной выезжали туда, где отработали ряд метрических книг церквей Холмогойской, Голуметской и Алят-Улусской церквей в поисках знакомых имен. В улусах и деревнях вокруг Алятского озера Ивановы встретились на уч. Высотский (3 чел.) Машкинском уч. (6 чел.), Ирети и др. селениях.
Но самые лучшие результаты дала работа с метрическими книгами 1801-1816 г.г., с Исповедными росписями Голуметской слободы 1787-89, 1845, 1881 г.г. Оказалось, что документально Ивановы числились в Голумети и близлежащих селах с 18 в. что называется активно: в 1787 г. их 16 семей, 42 чел.; в 1801 г. их - 6 семей, 18 чел. Тут же попутно отмечаем и муруйские фамилии Невидимовых, Голубевых, Васильевых, а также знаковую фамилию для Сибири- Хабаровых. В 1816 г. Ивановых уже 33 чел., добавились Балязины, Петуховы, Мартыновы, Поповы, Максимовы (как будто мы в Муруе в 1916 г.: см. список муруйцев этого года). В этом году отмечаем очень много Невидимовых (9 семей, 51 чел.) В 1845 г. появляются Голубевы, Черниговы, Ивановых 9 семей, 39 чел. В 1881 г. в Голумети вдобавок ко всем вышеназванным добавились Немчиновы, Немцевы. Ивановых оказалось больше всех- 10 семей, 39 чел. В 1909 г. в Голуметской волости Голуметского сельского общества находится Скрябиковская заимка (она же Крюкова), а также Невидимовская.
Все фамилии Ивановых четко просмотрены на предмет поиска установления корней, все Ивановы старательно выписаны для составления их деревьев. Нашелся в с. Голуметь Артемий Иванов. Не отец ли это заларинского купца 2 гильдии Федора Артемьевича, державшего в Заларях торговую лавку в 1913 г. (старый Дом культуры)? Не его ли сын - Иванов Минай Артемьевич, ушедший из Троицкого завода на войну, где и погиб?
Найдены самые старшие из всех найденных Ивановых- Иванов Афанасий Яковлевич Большой в 1787 г. ему 70 лет, значит, он родился в 1717 г., а также Иванов Яков , ему 77 лет, он 1710 года рождения. Яков мог быть рожденным в Сибири, что означает, что он - почти первопроходец Сибири!
Отыскались Ивановы, которых мы искали для родословной муруйской семьи. В 1845 г. нашелся «бездомовый поселенец с. Голуметь Тимофей Иванов». Он оказался 1815(1814) года рождения. В 1860 (1868) г. родился Леонтий Иванов Леонтий Иванов и оказался переселенцем из с. Голуметь в дер. Муруй. В «Исповедной росписи» Дмитриевской церкви Дмитриевской волости 1916 г. названа уже семья внука Тимофея и сына Леонтия - Андриана 1886 г.р. Сын поселенца Леонтий был женат на Евдокии Никифоровне. В 1886 г. у них родился Андриан. Андриан был венчан браком с девушкой из столыпинских белорусов-Тиваненко Ульяной Евменьевной 1892 г., взятой в жены из соседней с Муруем деревни Исаковки (12 км от Муруя). Род и фамилия Ивановых продолжились в сыновьях: Иван, Петр (1910 г.р.), Николай, Михаил (1914 г.р.), а также дочерях Наталье, Марии (1922 г.р.), Прасковье.
Выяснилась одна особенность, бросившаяся в глаза: многие Ивановы в Голумети, Сортах, Холмогое и даже Троицке- ссыльные и приписанные ко дворам. Первых значительно больше.
Известно, что пенитационная система наказывала ссыльных лишением сословия, родных законных имен и что сосланные в Сибирь обретали в ней искусственно придуманные говорящие фамилии: Безродные, Двадцатилет, Некрасивых, Нищих, Безотечества и мн. др. Я предполагаю, что объяснить массовое явление ссыльных Ивановых в Голумети и др. селах можно тем, что эту фамилию, любимую на Руси, также активно раздавали ссыльным. В Голумети и Холмогое было компактное проживание ссыльных Ивановых. Не могли одновременно все ссыльные быть законными Ивановыми!
Голуметь- село торговое, известное с 1660-ых годов. Во время поездки в Голуметь узнаем о том, что у села существовали торговые отношения с Монголией, для этого существовал свой монгольский тракт. Это привлекало сюда иркутское купечество для торговли. Так в начале 20 в. здесь было более 30 человек купцов! Купечеству требовалась дешевая рабочая сила, особенно для построенных здесь крупных заводов - и купцы брались за содержание и обеспечение работой ссыльных, которых и нарекали вездесущей русской фамилией: Ивановы. Но это - не доказанное пока документально умозаключение автора статьи.
Учитывая, что Муруя не было как населенного русского пункта в 1787, 1816, 1845 г., опираясь на находки в ГАИО, твердо приходим к выводу, что все чалдонские фамилии появились там из Голумети в конце 1880-ых -начале 1890-ых годов. Но в связи с чем? Наверняка, для того, чтобы укрепить свое экономическое положение на новых землях, хлебных пашнях, никем не занятых. Сбыт был под боком - образовавшийся в 1882 г. Троицкий винокуренный завод требовал от крестьян картофеля, ржи, пшеницы. Троицкий завод был недалеко от Муруя, и его руководство активно привлекало и заинтересовывало крестьян деревень вокруг в пашенном деле: заводу нужна была продукция. Чалдоны не совсем справлялись с размахами завода, и в начале 20 в. завод активно принимал продукцию уже от столыпинцев, прибывающих тысячами по аграрной реформе наши места.
Совсем недавно в одном из исследовательских источников мы нашли информацию об огромном пожаре в 1890-ые г. сгорела голуметская тайга. Сгорело очень много леса и все, что в нем. Можно предполагать, что таежное подспорье для крестьян тоже могло подтолкнуть чалдонов к смене жительства в соседних землях.
В «Приложении» к первому номеру «Известий ВСОИРГО» за 1899 г. Н. Н. Козьмин и А. Н. Ушаков
представили «Сведения о состоянии и видах на урожай трав и хлебов летом 1898 г., об обеспечении населения запасами хлеба, о посторонних заработках» населения Иркутского округа. Выводы, к которым пришли авторы, сводятся к нижеследующему. В левобережных волостях по Ангаре летом 1898 г. ждали среднего урожая озимых хлебов, по правому берегу – хорошего в Хомутово, Грановском, Капсальском, Никольском, Котах; неудовлетворительного – в Оеке, Тугутуе, Бургазе, Кудинском ведомстве [7, с. 1]. В Балаганском округе только в северных волостях – Усть-Удинской и Новоудинской, ожидали плохого урожая; в Зиминской и Зунгаро-Быкотском ведомствах – ниже среднего. И все же большинство корреспондентов отмечали, что урожай должен быть выше среднего. «Хорошо взошли яровые, дожди были вовремя. Сквозь дым солнце меньше жгло, и потому пшеница не сгорела от засухи. Сильные пожары отмечались повсюду: в Голуметской волости сильно горели боры и тайга, солнца не было видно в течение двух недель, исчезли с лица
земли кедровники, погибли пушные звери, заготовленные дрова»
(Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 1 (25)
В. Т. Михайлова
Роль православной церкви в распространении земледелия у бурят в конце XIX – начале XX века).
Вполне закономерным будет вопрос, как Ивановы, а следовательно и другие чалдоны попали в Голуметь. Южные окраины Иркутского и Балаганских уездов осваивались с севера по рекам. С середины 18 века братские крестьяне спустились в куйтунские земли, балаганские- пришли в Залари, идинские (Ида- приток Ангары) -пришли в Черемхово и южнее, в т.ч и в Голуметь и Бельск, образовав тут южные окраинные форпосты для Иркутской губернии. Много значит для заселения наших мест население ленских волостей, куда люди добрались с севера России по Сухоне, Двине, Енисею, Нижней Тунгуске, Ангаре и Лене. В Москве в РГАДА хранится архивный фонд «Портфели Миллера», который был сформирован со времен работы Великих Камчатских Экспедиций в Сибири (18 век). В нем сосредоточены документы, собранные академическими учеными по многим уголкам Сибири и датированные с 1610 г. о первых русских в наших местах. Данный фонд представляет большой интерес для тех, кто ищет свои чалдонские корни. Ученый Красноштанов Г.Б.(гор. Москва) тщательно изучил эти архивы и опубликовал в огромной монографии «На ленских пашнях». Мы выбрали список Ивановых из 45 чел., обитавших на Лене в 1600-ые г. Их потомки могли оказаться и в Голумети. Однако, в установлении корней тут начинаются другие исследовательские трудности. Многие Ивановы фамилию числили как отчество, у части Ивановых по дороге в века появлялись клички, другие, в т.ч. и родные фамилии. Так Иван Иванов превращается в Горбунова, очень распространенную фамилию в Сибири впоследствии. Среди Ивановых 1600-ых г. - ссыльные, другие ссыльные - запорожцы, именуемые черкасами, также были торговые и промысловые люди (подобные промыслу Хабарова) и местные аборигены зыряне. Называются историческое происхождение сибирских Ивановых- вятчанин, устюжанин, вятчанин, пустозерец. Есть такая запись в 1640-ые годы: «Сергушка Иванов збежал с Тутуры безвестно».
А вдруг он бежал на юг, в голуметские места?