Герб иркутской области
Герб Заларинского района

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Заларинский районный краеведческий музей»
 (МБУК "Заларинский РКМ")


ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН


Здравствуйте уважаемый посетитель нашего сайта! Если у Вас есть к нам вопрос, оставьте, пожалуйста, свои данные и сообщение, мы ответим Вам в ближайшее время.

Click to refresh

Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

«Играй, гармонь, назло стихии…»

 

Играй, гармонь, назло стихии,

Воюй за правду и добро.

В тебе живет душа России,

Природных звуков серебро.

  

Иван Маланин…

   Веет от этого имени Русью дальней, древней… В имени нашего знаменитого земляка сошлись два омонима, широко распространенных на Руси с давних пор. Иван – любимое имя масштаба международного: в других наречиях это и Ян, и Джон, и Иоанн. Фамилия – от женского раздольного деревенского имени Маланья. Какой-то предок Ивана Ивановича был сыном русской Маланьи, да так и ввели притяжательное прилагательное Маланьины дети в обиход в качестве фамилии. Возможно и другое: фамилия восходит к имени предка по мужской линии – Маланя, уменьшительному варианту крестильного имени Малахия («мой посланец»). Теперь этого не скажет уже никто. Одно ясно - судьба наделила его фамилией не дворянской, не купеческой, и не иностранного происхождения, а из глубинки простого народа она, крестьянская. Не только звучанием привела она нас к этому мнению. На долю семьи и самого Ивана Ивановича выпали страдания и трудности, характерные для простого народа.

Друзья на гармонной маланинской тризне! Позвольте мне с волнением и гордостью поведать Вам родословный рассказ с иркутской малой родины Ивана Ивановича Маланина. Самое главное в этом рассказе то, что наш герой из самой что ни на есть российской глубинки, восточносибирской таёжной глуши, где народ всегда жил с мучениями и страданиями, в труде и поту, сражаясь с природой, с жарой летом, с холодами и морозами зимой, деля все заботы властей напополам с собой. В этих условиях вопреки всему вдруг зазвучали звонкие неунывающие трели русской маланинской гармони. Иван наш вышел на сцену русской отечественной культуры подобно народной игрушке Ванька-Встанька. Как ни хлещет его судьба, каких только испытаний не держит она для простого человека за пазухой- а он, глядь, стоит, не падает, да характером, натурой своей удивляет: не каждый так может жить.

      «Далекий край сибирский» известен тем, что он – край ссылки. Сказать, что Иркутская земля заселена только ссыльными, было бы несправедливо. С 1700 по 1913 г.г. ссыльные составляли всего 5-9% от всего количества заларинских фамилий. Небольшую прослойку населения составляли аборигены – буряты и тунгусы. Первые помнят себя по преданиям и улигерам (бурятский и монгольский народный эпос) с XIII в. Эта седая бурятская история местных родов хулмэнгэ, хонгодоров, икинатов, боролдоев и др. придает особую прелесть нашим местам. С середины или во второй половине 1600-ых г. сюда пришли и, возможно, начинали жить и бродить первые русские, преимущественно с севера России, которые женились на местных бурятках, тунгусках. Их потомство принято называть чалдонами. Но особенно много на заларинской земле появилось «столыпинцев», которые относились к миллиону смелых отважных крестьян-переселенцев. Они прибыли в Сибирь из европейских губерний на освоение таёжных целинных земель. Правительство Столыпина провело целую серию новых законов о переселении крестьян на окраины империи. Возможности широкого развития переселения в Сибирь были заложены в законе 6 июня 1904 года. Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим без ограничений и было предоставлено право на переселение. В наших местах осели переселенцы из 28 губерний. Среди них преимущественно много было русских людей со Смоленщины, Калуги, Твери, Петербурга и др. Других народов тоже хватало. Сибирь - поистине место стечения многих народов, характеров, судеб.

Ссыльные же стали появляться на заларинской земле с 1700-ых годов. В первых документах - метрических книгах - их называли посельщиками. Минуя село Тулун, что на западе Иркутской губернии, ссыльным разрешали выбирать себе места ссылки вольно -«дальше Сибири не сошлют».

Мимо сел Тыреть и Залари прошел в 1751 г. Московский тракт, задуманный Петром I для почтовых нужд ученых Великой Камчатской Экспедиции: ученые постоянно передвигались, переправляли отчеты по изучению народов Севера, Востока и Сибири в Академию наук России. Дочь царя Анна Петровна воплотила замысел отца в реалию, от себя добавив решение сделать тракт дорогой на каторгу и в ледяную тюрьму. С 1765 г. царица Екатерина-II провела секуляризацию церковных угодий. Произошел перераздел рабочей силы, и с этого времени на соляных промыслах Усолья Иркутской губернии стал применяться труд первых ссыльных. Постепенно трудовые каторги стали распространяться повсеместно в Восточной Сибири, и особенно на рудниках Забайкалья. В 1889 г. американец Джордж Кеннан опубликовал свое исследование, видный труд «Сибирь и ссылка», где он в подробностях описывает практическую сторону жизни ссыльных в середине ХIХ в. Пройдя красноярско-иркутскую границу, ссыльные, продвигавшиеся конвойными командами, сформированными в Тобольске (их так и назвали «тобольскими командами») по 60-70 чел., для отдыха останавливались на этапах. На трактовых станцах Шарагул (тулунские земли), Кимильтей (зиминские земли) и Тыреть (на наших заларинских землях) располагались этапы ссыльных. В Тырети до сих пор стоит дом, где ночевали ссыльные на кедровом двойном полу. Стены его расстреляны проходившими мимо в годы Гражданской войны каппелевцами (Белая армия Восточного фронта под командованием генерала В. О. Каппеля) . В ряде сел по тракту, в т.ч. и в Заларях, находились полуэтапы, где конвойных мыли в банях и кормили. В Тырети был обустроен лазарет для ссыльных. На этапах менялись смены конвоиров.Конвоирами часто служили и местные мужики из старожилов, желавшие подзаработать. Интересный случай мне поведала семья Шульгиных. У них сохранилось предание о том, как их прадед Федор Шульгин из заларинских ямщиков служил в подобной конвойной команде. Однажды он сопровождал из Тобольска команду, в которой была очень красивая девушка Дарья Земских. Он влюбился в нее и, доведя команду до места ссылки - села Голуметь, женился на ней. Позднее они переехали на его родину- в с. Карлук Заларинской волости.

Труден был путь ссыльных. Люди шли в кандалах по дороге – столб пыли клубился над ними, а из столба этого слышался страшный ненавистный железный звон – звон кандалов. Он был аккомпанементом к вою, который народ образно называл «кандальной песней». Сердобольные крестьянки выходили встречать эти исчадия ада, чтобы подать им крынки с молоком и краюшку хлеба - милосердием народ в Сибири отличался всегда – иначе жить тяжелее, да и Богу это угодное дело. Не убийц и воров видели перед собой женщины, а страдающих людей. Люди часто умирали в тяжких многоверстовых переходах – и тогда их хоронили на специальных кладбищах, которые затевали недалеко от тракта. Было такое кладбище и в Заларях. Постепенно из кладбища « для ссыльных» оно превратилось в местное. Ныне здесь Парк Памяти, где особым почтением пользуются памятник заларинцам, погибшим в Великой Отечественной Войне, могила с вывезенными в 2014 г. и захороненными останками стрелка 375 стр. дивизии Петра Петровича Журкина, погибшего в июле 1943 под гор. Ерик Белгородской области.

Ссыльных распределяли в волости Восточной Сибири на поселение, где они чаще всего и оставались жить навечно. Сибирь становилась второй родиной, приютившей их. Ссыльные часто обзаводились семьями на новых местах, женились на местных девках, рожали детей: ведь надо было как-то жить.

Именно такой путь ссыльного прошел Иван Осипович Маланин, отец Ивана Ивановича. Он был определен на поселение в места восточнее недалеко от заларинских в Иреть, волостное село Грязухинского сельского общества Черемховской волости (на 1912 г. в нем проживало 2 100 чел.) Село названо по одноименному названию реки Иреть, что в переводе с эвенкийского языка означает «лиственный бор». На 1880-ые г. село с голуметскими крестьянами числилось в составе крестьянском юридически самостоятельным сельским обществом, и на картах его земли назывались дачей №28. В 1888 г. «Обзор Иркутской губернии» дает информацию о поступлении ссыльных за 1888 год: «В Черемховскую волость поступило 40 чел. ссыльных, в Голуметскую – 7 чел., в Бельскую - 26 чел.». Автор книги «Очерки истории Черемховского района» Н.К. Зубарев утверждает, что наряду со сложностями асоциальных привычек ссыльных были среди них люди грамотные и мастеровые.

iret

Во второй половине 19 в. определяется, что село Иреть находится в интересном экономическом узле промышленной сети. В селе Бельск (37 км от гор. Черемхово) открылись первые в Приангарье кожевенная фабрика и пивоваренный завод, основатель которого Кисилев П.А. проживал в с. Ново-Бельске и имел на берегу живописного озера великолепнейший особняк, сад при доме, беседку, выходящую на озеро для рыбалки. Кожевенной фабрикой владел миллионер Родионов Н.Л., имевший чайные плантации в Китае. В Бельске отмечается большое количество ссыльных и провинившихся, привлеченных купцами к работе на заводах. Особенно каторжной считалась работа на кожевне.

В стариннейшем волостном селе Голуметь (68 км от гор. Черемхово) к концу 19 века проживало 48 купцов. Это очень большой показатель для селения таежной зоны. Причина такой кучности кроится в том, что через Голуметь проходили торговые пути с севера Монголии через Саянские горы. Купцы торговали хлебом, мануфактурой, в том числе и «инородческой мунгальской» (монгольской) продукцией.

Недалеко от Голумети на Юлинском участке (сначала Нижне-Иретский с\с Голуметской волости, потом Тальниковское мо) был построен Вознесенский винокуренный завод. Тут же возникли паточный и кирпичный заводы. Рядом с протекал ручей Бабагай. В 1897 г. на заводе работало 706 чел. – настоящая рабочая сила крупного предприятия.

В такую таежную местность, где купцы наживались на труде ссыльных на фабриках и заводах, и попала семья Маланиных. Их ссылка предположительно относится в середине 1850-ых годов или чуть позднее - к 1860-ым г. Конечно, глава семейства поселенец Маланин Иван Осипович вынужден был приспосабливаться к новым условиям в Восточной Сибири. Иная обстановка среди незнакомых людей, морозы и снега…. Умение получить хлеб от земли, взять от природы ее дары на прокорм и содержание семьи – все это наверняка сполна было ведомо семье Маланина. Но откуда он был сослан, к сожалению, этот вопрос остается открытым. В 2020 г. семья внуков музыканта Ивана Ивановича запросила все записи гражданского состояния на наличие Маланиных в Ирети в Иркутском Госархиве. Первые данные о семье относились к 1865 г. Оказалось, что к этому времени Иван Осипович был женат и у него с указанной даты стали появляться дети один за другим. Трое сыновей родились в Ирети. Далее следующие, в том числе и восемнадцатый ребенок - Иван Иванович, – уже в селе Троицк Холмогойской волости.

Как семья оказалась после Ирети в Троицке? С чем было связано переселение семьи в Троицк? Впервые точное официальное название села прозвучало на карте 1891 г. как Троицкий завод. Завод ориентировочно находился в 40-45 км от Голумети. Купцы Голумети и Бельска имели всегда от своих заводов прибыль, и поэтому последовало расширение промышленной деятельности в винокурении по соседним землям. Недалеко от них находился трактовое село Залари, откуда уходила дорога на север, в золотоприисковое Бодайбо. Также через Залари в 1896 г. прошла железная дорога, и об ее строительстве по стране было известно местному купечеству. Уже наперед просчитывалась выгода от дальней транспортировки товаров. В 1880-ых годах голуметским купцом Г.И. Блаженским было предпринято строительство завода и первых домов на берегу реки Заларинки, в месте чистейшей ключевой воды. Освящение населенного пункта состоялось в Троицу в 1890-ых г. Назвать село именем великого православного праздника было за честь в православном обществе. Может, поэтому будущий завод был как бы благославлен и процветал до конца 1990-ых годов почти 100 лет, что до революции, что и после нее? Сохранившийся до наших дней комплекс зданий является уникальным и редким промышленным историческим объектом. Судьба его заставляет размышлять, и грустить о застое в наши дни, и надеяться на его возрождение.

Купец Блаженский не смог в одиночку вытянуть его строительство, и в 1-ое и 2-ое товарищество вошли основательные опытные голуметские и бельские купцы Семенов А.Н., вышеназванный Кисилев П.Н., его жена балаганская купчиха КисилеваА.М., родственник Семенова холмогойский крестьянин Курсанов В.Н., тыретские купцы Сугробов, Донской и др. К строительству и первым работам были привлечены крестьяне соседних сел Сорты, Холмогой, Тагна и др., а потом следом началось переселение и голуметских и иретских крестьян. Так на 1916 г. в Троицке числилось 14 голуметских семей. Возможно, их было больше, т.к. переселение части других 74 фамилий пока не удалось установить. За купцами потянулись и их крестьяне, т.к. они видели в заводе свои реальные заработки. В этом потоке оказались и Маланины. В Троицке они поселились фактически недалеко от завода. Старший сын Маланиных Василий оказался женатым на Замащиковой, представительнице большой сложной крестьянской семьи, вошедшей в историю района в борьбе за перераспределение частной собственности, в т.ч. и винокуренного завода. В 1920-ые г. в Троицке Маланины попали в новую круговерть людской метели. Одни из братьев оказались на стороне Советов, другие погибали на отнятое добро. Большая семья была порождена в сибирской ссылке и была расколота в самые тяжкие дни революции.

Иван Иванович родился уже на троицкой земле и стал свидетелем судьбы перераздела завода и борьбы за него в годы революционной бури, и в этом непосредственно участвовали его родные, соседи, односельчане. Неизвестно, как сложилась бы его личная судьба, если бы не тяжелая инвалидность. Ясно, что он родился в многодетной семье у родителей преклонного возраста, и, несмотря на слепоту, надо было как-то жить. Младший Иван не просто выжил. Он нашел для себя то дело, в котором он стал виртуозом, мастером и учителем на многие поколения для других. Музыка – вот что повело его из революционного Троицка сначала зарабатывать на хлеб, потом кормить свою семью, потом, как оказалось, служить людям высоким звуком русской неунывающей ни в каких печальных днях гармони. Над всеми сложными перипетиями человеческих жизней тех дней лились то радостные, то до боли щемящие звуки русской гармони Ивана Маланина, которые отражали чувства живущих в этих местах.

Галина Макогон,

пос. Залари, районный краеведческий музей.

2021 г.