Герб иркутской области
Герб Заларинского района

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Заларинский районный краеведческий музей»
 (МБУК "Заларинский РКМ")



                                                                                                                                                                                                                                        ***
      Всего каких- нибудь двести лет назад люди вынуждены были часами трястись на лошадях, в телегах, в тарантасах, чтобы преодолеть смешное, на взгляд современного человека, расстояние в несколько десятков километров. И вдруг одно изобретение перевернуло представление человечества о способах передвижения.
История первого автомобиля началась в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить человека.
      В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, что привело к появлению в 1885 году повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания.

 Один из первых автомобилей с бензиновым двигателем

       Машины, работающие на электричестве на короткий срок, появились в начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения человека вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте. По существу. раннюю историю автомобиля можно разделить на этапы, различающиеся преобладающим способом самоходного движения. Поздние этапы определялись тенденциями в размере и стилистике внешнего вида, а также предпочтениями в целевом использовании.

                                                                                                                                                                                                                                  ***
       В наше время автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения. Он есть практически в каждой семье, часто даже не один, и мы не представляем современную жизнь без него.
      Изучая историю нашего края, мы можем с уверенностью говорить о том, что до революции никаких сведений об автовладельцах и автомобилях нет. Если в г. Иркутске было зарегистрировано в 1910 г. 10 автомобилей, был автомагазин и даже автошкола, то в нашем селе купечество, видимо, не могло себе позволить такую роскошь.
     За годы Советской власти в нашей стране была создана мощная автомобильная промышленность. Заларинский район, как и все территории по стране, попали в эту систему внедрения и развития автотехники по стране.
       Первые автомобили были завезены в поселок Залари в начале 1930-ых г. По воспоминаниям К.С. Галеева это были 4 грузовых автомобиля марки «ЗИС». Попали они в район, конечно, по разнарядке с области в годы коллективизации и повсеместного активного колхозного строительства. Первоначально их разместили на территории сельпо по улице Ленина ( в будущем магазин 5), а в 1938 г. для них были построены гаражи на месте будущего КБО «Силуэт» по ул. Карла Маркса напротив автобусной остановки на пос. Троицк. В связи со стремительным развитием колхозов по многим деревням (на конец 1930-ых г. в районе насчитывалось более 80 колхозов ) эти грузовички были сразу нагружены большой работой. Доставка сельхозпродукции из колхозов в сельпо и заготконтору, привоз промышленных товаров, поступаемых в Залари на товарную станцию железной дороги, развозка этих же товаров ширпотреба по деревням - работы для них было очень много. Кроме того, в воспоминаниях заларинцев о прибывающих завербованных людях, плановых переселенцах издалека для работы в колхозах района в середине 1930-ых г. присутствуют упоминания и о перевозке людей на этих автомобилях. Хотелось бы установить имена первых водителей этих грузовиков, и думается, что со временем это удастся сделать.

 

 Грузовой автомобиль ЗИС – 5.

        Далее в тех же идеологических рамках в эти же годы на заларинской земле начала появляться сельскохозяйственная техника. Первые трактора, вышедшие на местные поля, были марки «Фордзон» и «ЧТЗ». Их появление в районе было настоящей революцией в обработке земли. Деревенские люди выходили толпами на их встречу посмотреть на чудо- «железного коня полей». Кто-то боялся их как огня, кто-то испытывал новые ощущения жажды открытий, кто-то неимоверно радовался за новые перспективы в землепашестве. Первые трактористы, севшие за руль, были героями труда для остальных жителей деревень. Комбайны стали постепенно выходить на поля колхозов.

 

Трактор «Фордзон».

      Техники не хватало, основную работу выполняли по старинке, на лошадях. Также не хватало специалистов для ее ремонта. По рассказам очевидцев, бывало так, что в моторе ломалась одна деталь, а заменяли целиком мотор. Ремонтировали их сами трактористы ночами, а с утра выезжали в поля. Со временем стали появляться МТС (машино-тракторные станции), ремонтные мастерские. На базе одной из таких мастерских в Заларях вскоре и открылся наш знаменитый механический завод.

     Перед войной многие мужчины уходили на военные сборы, и их места в тракторах и комбайнах стали занимать женщины. Обучались в школе комбайнеров, которая открылась в 1934 г. Обучение проходило в течение 2 месяцев. Так как техники не хватало, учились по плакатам. В последствии на базе школы было образовано ПУ -50. Сейчас это ЗАПТ - Заларинский агропромышленный техникум.

uuuuuuu

                Лучшая тракторная бригада Ольги Мутиной. Заларинская МТС. 1936 г.

Трактор «Фордзон».

      Во время Великой Отечественной войны женщины заменили на полях мужчин. Женские бригады трактористок и комбайнерок выходили на поля круглосуточно. Фар на технике практически не было, освещали дорогу факелами, что было очень опасно.

    Легковых автомобилей в районе было мало, в основном были такие авто при Райкомах партии и райисполкомах. Пока нам удалось восстановить наличие такого автомобиля в послевоенные годы: тагнинский житель Малюшкин, участник войны, возил председателя Тыретского исполкома Городничего. Водители возили депутатов, партийное руководство по району и в областной центр.  Представительны воспоминания заларинца Бутакова В.А.: «Мой отец работал водителем в колхозе «Коминтерн». Однажды ему довелось возить депутата Верховного Совета Ольгу Мутину на легковом автомобиле (марка автомобиля не упоминается). По дороге она попросилась сесть за руль, немного проехать. Отец не смог отказать ей в просьбе. Она пересела на место шофера и, не справившись с управлением, совершила аварию. Отец очень испугался, ведь его могли посадить за это. Он даже прятался какое-то время. Но Ольга Яковлевна была справедливым человеком: она вступилась за отца, помогла в ремонте автомобиля. Все закончилось благополучно».

    В послевоенное время в районе стало появляться все больше техники. Стали открываться предприятия, непосредственно связанные с содержанием и использованием автомобилей. АТП (автотранспортное предприятие), «Агроснаб», РТП (ремонтно – транспортное предприятие) и т.д., появились автобусы, спецтехника для милиции, машины «Скорой помощи». В колхозах и совхозах появлялось все больше и больше сельскохозяйственной техники. У работников почты служебных автомобилей не было, их ежедневно заказывали в АТП. Развитие автомобильной системы привело к развитию постовой и регистрационной служб.

     Личных автомобилей было мало: их было трудно купить, да и стоили они недешево. Счастливых владельцев можно было пересчитать по пальцам, особенно после войны. Старожилы рассказывают, что в районе Красной горки участник войны Мурашов привез с войны автомобиль «Студебеккер». Сельчане вспоминают, что в 1950-ые г. он был сломан, и хозяева выставили его на улицу на радость местным ребятишкам, ведь теперь они там могли играть.

rkjm

Грузовой автомобиль «Студебеккер».

      История появления этих машин была такова. На Заларинский ремонтный завод был доставлен целый эшелон автомобилей «ЗИС-5» и «Студебеккеров». Часть автомобилей была отремонтирована и отправлена по месту назначения, часть осталась в Заларях и была отдана в распоряжение АТП. Шоферам очень нравились автомобили «Студебеккеры» за большую грузоподъемность, легкость в управлении. Грузовик «ЗИС-5» имел меньшую грузоподъемность, зато даже в сильные морозы он легко заводился, для него достаточно было ведра горячей воды.

     Более доступным транспортом для населения с 1950-ых г. стал мотоцикл. Мотоциклы «Минск», «Урал», «Иж» можно было встретить даже в отдаленных деревнях. Они стали незаменимыми помощниками в ведении домашнего хозяйства. Маленький «Минск» в народе называли «козликом». К «Уралу» относились уважительно: это был грузоподъемный и проходимый мотоцикл. Стоил он дороже «Минска», и его имели люди посостоятельней. В 1970-80-ые г. В 1990-ые г. в обиход активно стали приобретаться «Иж», «Юпитер», «Иж Планета». Фишкой местных ребят стали мотоциклы «Ява», который они держали за гоночный транспорт. Маленькие юркие мотоциклы стали незаменимыми в отдаленных таежных деревнях района. Мужчины полюбили их за облегченную возможность быстро уехать на рыбалку, в тайгу, на сенокосы. Часто на них передвигались и между деревнями.

      С автомобилями связанно много интересных случаев. Вот один из них. Нам о нем рассказала жительница села Троицк Ирина Красовская:

     «Так уж вышло, что довелось в детстве жить по соседству с замечательными людьми: Анной Прокопьевной Ерофеевой и её мужем Иваном Петровичем Карабановым. По окончании войны Иван Карабанов вернулся на свою малую родину не один, а с молодой женой Анной. Аннушка после окончания курсов медицинских сестер ушла на фронт, где и повстречала молодого бойца Ивана, с которым их связала судьба семейными узами на долгие годы. По возвращении домой Иван устроился водителем на Троицкий спиртзавод, а Анна Прокопьевна возглавила Троицкую амбулаторию.

   Приходилось обслуживать несколько деревень. Транспорта было мало: где пешком, где на лошадях спешила Анна оказать медицинскую помощь людям. Много разных интересных историй рассказывала Анна Прокопьевна из своей трудовой и военной жизни. Какие- то моменты происходили рядом и вспоминаются сейчас. Однажды случился такой случай. Не помню, в каком году, но мне было лет 7-8, значит, это было в 70-ых годах. В один из холодных осенних вечеров на улице лил ливень, была страшная гроза, отключили свет. У Карабановых, кроме Анны Прокопьевны, никого не было дома. Пережитые военные бомбежки оставили свой след: она очень боялась раскатов грома и вспышек молний, поэтому она пришла к нам. Вот именно в этот момент то ли из Чаданово, то ли из Кирхая на коне привезли роженицу. До Заларей в такую погоду её бы не довезли. Анна Прокопьевна сказала моей бабушке готовить кипяток и завела беременную женщину к себе в дом. Помню, все бегали, суетились: кто - то затапливал печь, кто- то искал свечки. В это время вернулся из рейса на своем «ГАЗ- 63» Иван Петрович. Оценив ситуацию, сообразительный водитель вопрос с освещением решил на раз-два: он завел свою старушку и направил фары на окна. Дом наполнился светом, на который появился здоровый, крепкий малыш Ванюша. «Если бы была девочка, назвал бы Анюта»,- так сказал отец новорожденного. Не было предела благодарности родителей малыша, а рано утром Иван и Анна на этом же машине увезли маму с маленьким Ванюшей в Залари в больницу».

   Легковые автомобили в Советское время приобрести было очень трудно. Казенным транспортом обеспечивали председателей колхозов, в основном, мотоциклами и мотоколясками, чтобы они могли бывать на полях. Позже стали продавать автомобили инвалидам войны. Это были автомобили «Запорожье», в народе их называли «инвалидками». Чтобы купить автомобиль или даже мотоцикл, нужно было встать на очередь в Райкоме партии. Когда очередь подходила, часто у людей не хватало денег, чтобы купить заветное авто. Ведь нужна была вся сумма сразу. А это немалые деньги, несколько тысяч рублей.

    Сейчас ситуация в корне изменилась. Позволить себе купить автомобиль может практически любой работающий человек, и для этого не придется стоять несколько лет в очереди.

      Сегодня автомобильный транспорт, без которого жизнь в наше время стала бы невозможной, - это сфера деятельности миллионов людей.

Приятного просмотра! 

С уважением, сотрудники краеведческого музея.

 

9 мая 1945 г. в селе Залари. Грузовой автомобиль ЗИС-5.

5y4y

 

Шофер хлебозавода Синичкин Константин Филиппович.
Грузовой автомобиль Урал ЗИС -5. 
 пос. Залари. Фото 1960 г.

agsdc

 

Грузовой автомобиль ЗИЛ- 157 К.
Фото из семейного архива Виктора Петровича Ординарцева. 1980-ые годы.

asfgav

 

 Тракторист Балахтин Савелий Антонович (в кабине за рулем) с товарищами.
Гусеничный трактор ДТ- 54.
               с. Бажир Заларинского р-на. Фото 1960-ых годов.
                    

cfgdg

 

Онищенко Данила Данилович.
Мотоцикл ИЖ-49.
дер. Дмитриевка Заларинского р-на. Фото 1960-ых годов.

cnfd

 

Погрузка картофеля. Водитель Малюков Василий. Троицкий спиртовой завод.
Грузовой автомобиль ЗИС-150 переделанный в экскаватор-погрузчик.
с. Троицк Заларинского р- на. Фото 1960-1970 гг.

dbd

 

Проводы зимы. Шофер Фарфудинов Гантула Земельевич.
Бригада № 2 «Первый шаг» колхоза «Власть Советов».
Грузовой автомобиль ГАЗ – 51.
дер. Сорты. Фото 1970 г.

dhdbh

 

Шофер Серегин Николай Алексеевич труженик тыла.
Грузовой автомобиль ЗИС-5.
дер. Сорты. Фото 1965 г.

dhjtfh

 

Демонстрация 1 мая 1988-1989 гг. Перед автопробегом.
Легковой автомобиль ВАЗ-2105 «Жигули» (в центре), ВАЗ -2101 «Жигули» (слева).
пос. Залари.

dsb

 

Дер. Вознесенка
Мотоцикл ИЖ – 49 с боковым прицепом (коляской).
Фото из архива семьи Каширцевых. 1958 г.

erhn

 

Работники Троицкого спиртового завода ОАО «Кедр»
Мухоедов Анатолий Петрович и Попов Геннадий.
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157К.
Фото 1980- ых годов.

fgkgj

 

Гидрогеологическая экспедиция.
Шофер Чемезов Александр Георгиевич с сослуживцами.
Грузовой автомобиль Урал ЗИС – 355М.
Фото из архива семьи Чемезовых. 1957- 1958 гг.

fh

 

Посевная в селе Бажир Заларинского р-на.
Гусеничный трактор ДТ- 54.
Фото 1960 –ых годов.

fhdfb

 

Полевые работы в селе Пихтинск Заларинского р-на.

Трактор МТЗ- 50 «Беларусь».
Фото 1984 г.

ghgfh

 

Заларинец Ланкин Василий Николаевич участник ВОВ (слева) с сослуживцем.
Легковой  американский автомобиль «Бьюик-57» 1935 года.
Фото из архива Ланкина В.Н. 14.11.1945 г.

gjngv

 

Шофер Аксанов Манан Гильмутдинович (справа).
Грузовой автомобиль Урал ЗИС- 355М.
с. Холмогой Заларинского р-на. Фото 1960-ых годов.

hndfnb

 

Измашкин Иван Васильевич
с женой Надеждой Ивановной (ур. Минеевой) и сыном Анатолием.
Мотоцикл ИЖ-49.
дер. Дмитриевка Заларинского р-на. Фото 25.08.1956 г.

jgjnfn

 

Участковый милиционер Барушко Борис Николаевич.
Мотоцикл «Урал».
пос. Залари. Фото 1980-ых годов.

jhg

 

Шофер «Сельхозтехники» Серегин Николай Алексеевич.
Грузовой автомобиль ГАЗ-53.
дер. Сорты. Фото 1970 г.

jjjjjjj

 

Грузовой автомобиль ГАЗ-51 А. Фото 2000-ых годов.

jrj

 

Полевые работы в селе Пихтинск Заларинского р-на.
Бульдозеры ЧТЗ. Фото 1960-ых годов.

kgjgj

 

Свадебный картеж.
Легковой автомобиль ГАЗ – 24 «Волга». Фото 1970- ых годов.

khj

 

Сотрудник милиции Измашкин Анатолий Иванович.
Эскортный мотоцикл «Урал». Пос. Залари. Фото 1980-ых годов.

kjff

 

Каширцев Геннадий Георгиевич и Валентина Анатольевна.
Автомобиль-мотоколяска СЗА.
Фото из семейного архива Каширцевых. Пос. Залари 1960-ые годы.

lkgh

 

Пожарная часть. 

Пожарный автомобиль иностранного производства (предположительно немецкого).

Фото 1930-ых годов.

lyukgh

 

Грузовой автомобиль ЗИС-150 (лесовоз).
дер. Хор – Тагна Заларинского р-на. Фото 1970-ых годов.

mr

 

Здание районной милиции.
Легковой автомобиль ЗАЗ - 966 «Запорожец». Пос. Залари. Фото 1980- ых годов.

mtm

 

Земляничкины Федор Васильевич и Любовь Григорьевна.
Мотоцикл «Урал».
Участок Кирхай Заларинского р-на. Фото 1960-ых годов.

n dzn

 

Заларинец Ланкин Василий Николаевич (слева) с боевыми товарищами
в годы Великой Отечественной войны.
Грузовой автомобиль ГАЗ – АА.
Фото из архива Ланкина В.Н. 1940-ые годы.

n f

 

Грузовой автомобиль УралЗИС-5 (полуторка).
Фото 1950-ых годов.

nf

 

Мотоцикл ИЖ- планета 2.
дер. Тагна Заларинского р-на. Фото 1960-1970 гг.

nfc

 

Японский грузовой автомобиль Комацу-Ниссан-1200 (лесовоз).
Фото из семейного архива Виктора Ординарцева. 1970-1980 гг.

nfngf

 

Заларинец Ланкин Василий Николаевич (слева) с сослуживцем
в годы Великой Отечественной войны.
Санитарный автомобиль СП-34 на базе ГАЗ-АА.
Фото из архива Ланкина В.Н. 1940-ые годы.

n fvf 

 

Заларинское автотранспортное хозяйство.
Шофер Чемезов Александр Георгиевич (слева) с напарником Рыбкиным Виктором.
Автобус ПАЗ-672. Фото из архива семьи Чемезовых. 1980-ые годы.

ngfn

 

Демонстрация 9 мая 1970-ых годов.
Мотоцикл «Урал».
пос. Залари. Фото из семейного архива Ашировых.

rtheh

 

Шофер Малюшкин Николай Сергеевич (слева).
Грузовой автомобиль ЗИС-5.
дер. Тагна Заларинского р-на. Конец 1940-ых годов.

rurr

 

Шофер Аксанов Манан Гильмутдинович с пассажирами.
Грузовой автомобиль ЗИЛ -164.
уч. Хор-Бутырино  Заларинского р-на. Фото 1960- ых годов.

sfffffffffffffff

 

Шофер совхоза «Тагнинский» Преловский Анатолий Константинович
с братом Константином Константиновичем.
Грузовой автомобиль ГАЗ -51 топливозаправщик (бензовоз).
дер. Тагна Заларинского района.

sts

  

Легковой автомобиль «Москвич - 407».
пос. Залари. Фото 1970-ых годов.

xfchxbn

 

Шофер - фронтовик Малюшкин Николай Сергеевич.
Легковой автомобиль ГАЗ - М1 («Эмка»).
дер. Тагна Заларинского р-на. Фото 1947 г.

yyyyyyyy

 

Измашкин Иван Васильевич (справа).
Трактор ХТЗ.
дер. Дмитриевка Заларинского р-на. Фото 1930-ых годов.

zrth

 

Заларинская пожарная часть.
Грузовой пожарный автомобиль ЗИЛ – 157.
Фото 1970- ых годов.

zvz

 

Дополняем нашу фотовыставку фотографией, не относящейся к Заларинскому району, но обратите внимание какой интересный фотораритет нам представила жительница дер. Красное Поле Заларинского района Выборова Валентина Максимовна.

Мануйлов Максим Семенович.  1927 года рождения. Работать начал рано. И  имея 2 класса образования умел водить трактора. Это один из его первых тракторов на железных колесах. Трактор "Фордзон" заводили рукояткой. Фото сделано в 1950-х годах в дер. Ункурлик Нукутского района.

 

 

 Спасибо за внимание! 

 

Использование фото

без согласия администрации музея

ЗАПРЕЩЕНО!