Уважаемые читатели и друзья заларинской истории!

Приближается 17 июня 2020г., ставший традиционным днем проведения Всероссийской акции «Сибирский тракт» в пос. Залари.

        В этот день Залари посетил великий русский писатель

Антон Павлович Чехов.

Позднее он отразил все увиденное в России во время путешествия в произведении «В Сибирь!» так полнокровно и зримо, как это не удалось сделать больше никому.

         Мы предлагаем Вам краткую историческую справку об удивительном памятнике истории,

на котором пересекались судьбы самых разных людей с нашим старинным трактовым селом,

где происходили бурные события в жизни наших дедов и прадедов - Сибирском тракте.

Часть 1.

История возникновения и действия Московского тракта.

Image 1

 
  Московский (Главный Сибирский) тракт (также Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая - это уникальный памятник российской истории XVIII века, сыгравший огромную роль в хозяйственном освоении Сибири. Московский (Главный Сибирский) тракт: энциклопедическая справка.
   Почтовые станции были построены к 1741. С середины 50-х XVIII Московский тракт усиленно обустраивался и заселялся. В 60-е XIX на Московском тракте в пределах Иркутской губернии было 28 почтовых станций на расстоянии 12,5–30 верст друг от друга. В конце XIX – начале ХХ почту по тракту перевозили ежедневно. В 60-е XIX в почтовых перевозках на тракте в Иркутской губернии было занято 560–890 лошадей.
      Грузовое движение по Московскому тракту было интенсивным. На участке Томск – Иркутск в XVIII–XIX по тележному и санному пути ежегодно проходило 4 млн пудов грузов, от 80 до 100 тыс. подвод. В перевозках участвовало до 20 тыс. «возчиков». Средняя скорость передвижения обоза по тракту составляла 35–45 верст в сутки.
   Московский тракт традиционно использовался для передвижения арестантских партий. С 1882 по 1885 в Иркутск прибыли 17 341 арестант.
      Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба. От Иркутска до Ачинска он был разделен на 7 дорожных участков, которые делились на околотки. В пределах округов, через которые пролегал тракт, была утверждена должность участкового инженера. Участком руководил техник, а околотком – дорожный мастер. Участковые инженеры, техники и мастера контролировали строительные и ремонтные работы, выполнявшиеся местным крестьянским населением, техническое состояние тракта. В январе 1891 были утверждены «Правила о порядке следования обозов по Главному Сибирскому почтовому тракту между г. Иркутском и Томском». Контроль за их исполнением возлагался на дорожных инженеров и техников. Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 по 1889 повозный сбор. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взимался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок. Повозный сбор взимался на установленных по Московскому тракту заставах (в Иркутске, Кимильтее, Тулуне, Канске, Ачинске). В 1888–1889 размер его составил ок. 293 тыс. р.
    В период строительства Транссиба Московский тракт использовался для перевозки большого количества строительных материалов. Вследствие значительных нагрузок он был сильно разрушен. С пуском Сибирской железной дороги в эксплуатацию Московский тракт потерял свое былое значение.
 
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011

 

История Московского тракта
 
  Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге.
  При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо».
 В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века.
   Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.
   В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.
В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали.

 

Караванная торговля чаем
 
 Восточная часть тракта — от Сибири до Калгана — по аналогии с Великим шёлковым путём получила в новейшей историографии название «великий чайный путь». По нему из Китая везли в Россию караванами чай.
 После подписания Буринского договора на русско-китайской границе началось строительство города Троицкославска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет. В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания «Перлов с сыновьями». Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем — «чайники». С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.
  Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.
  Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гачжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский тракт), а также водные пути через Байкал и по Селенге.
   Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон, Ливерпуль, Бостон.
 Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Часть 2. 

История заларинского отрезка Сибирского тракта. Изменение траекторий. Автор  судьбоносного для Заларей траектории.  

  Московский  Великий тракт - грандиозный недвижимый  памятник истории  всей нашей  большой страны.

   Московский тракт начинается в Иркутской области с  Тайшетского района на западе  и заканчивается иркутский отрезок в Шелеховском районе. В этой траектории тракт проходит по Тайшетскому, Тулунскому, Нижнеудинскому, Балаганскому, Зиминскому, Заларинскому, Аларскому, Черемховскому, Усольскому, Ангарскому, Иркутскому и Шелеховскому районам. 

  Частичка его  коснулась и наших Заларей. В 1725г. Петр1  заложил основу  по его прокладке, отправив своих разведчиков  для его прокладки. Царь не успел  исполнить начатое- ему помешала смерть.  Тракт в Сибирь был проложен во времена царствования его дочери Елизаветы Петровны в 1740-ые г. Первоначально  тракт проходил  севернее сегодняшнее траектории - через Балаганск. Потребность в нем  была вызвана   проникновением и связью с Сибирью, Востоком и Севером; важны были промышленные и стратегические интересы страны в этих направлениях. В  середине 18 века состоялись  исследовательские экспедиции в Сибирь по руководством  руководителя 2 Великой Камчатской экспедиции профессора Витуса Беринга.  Ученого не устроил северный  вариант пути. Он лично сам проехал  по землям южнее, знакомясь с местными крестьянскими дорогами. Далее он   просчитал  изменения  в траектории и предоставил новый и третий по счету  вариант   тракта. Этот вариант и был принят окончательно. Дорога изменила траекторию от Тулуна и пошла, включив в себя  14 населенных пунктов, хорошо нам знакомых: Кимильтей, Зима, Тыреть, Залари, Кутулик, Черемхово, Тайтурка, Усолье, Иннокентьевская.  Вследствие этого была в корне изменена судьба  этих старинных селений. Они могли быть глубинными  таежными территориями, а стали трактовыми сильными  поселениями,  центрами  общественной жизни, обретя второе дыхание. По тракту  двинулись  путешественники, ученые духовенство, служивые; почтовые колокольчики стали оглашать  звоном  округу; стал раздаваться кандальный звон  с партиями ссыльных. Жизнь забурлила. У  почтового Заларинского станца  стала  складываться своя историческая летопись.  Особой страницей в жизни тракта стал Чайный путь - перевозка  цибиков чая из Китая в Россию по Московскому тракту через всю страну.

 Траектория тракта  менялась неоднократно, приспосабливаясь к укорочению, спрямлению и удобства обслуживания крупных населенных пунктов. В 1996 г. трасса уже магистральной дороги М-53 была спрямлена и прошла  уже за Заларями. До этого она проходила прямо по центральной  улице, которая в обиходе называлась иногда Трактовой. Прохождение дороги по самому селу  влияло на социальную жизнь села. Существовали различного вида экономические и социальные контакты, связанные с проездом по селу. Так, например, в семьях Ленденевых и Пышмынцевых существует быличка  о том, что проходящие мимо Заларей села ссыльные декабристы оставили на берегу реки Заларинки хорошо одетую маленькую девочку, которую подробрала и воспитала  семья Преловских. Все названные  семьи - родственники,  которые сегодня пытаются найти корни воспитанницы. Таких историй немало.

Ямщичество.

    С 1743 г. по призыву  Иркутской канцелярии стали привлекаться люди с северных волостей  Илимского воеводства  на освоение  новых пашенных земель вокруг тракта. В Залари, до этого маленького  сельца,   прибыла первая группа  переселенцев на ямщичество. Люди активно выдвигались  в наши места  прежде всего из Балаганска ( 20 семей), Яндинской слободы(9 ), из Нововудинской слободы  и  Братского острогов  ( по 5 семей). Самыми отдаленными переселенцами  оказались люди  с серединной части Лены, из Орлинги и Илгинского острога.   Илга- самый большой приток Лены. Люди  сохранили память о ней в Заларинской волости  в названии  деревни Илгинская, ставшее   полвека назад хорошо известной нам  Илганской.   Из Илги прибыли  в наши места Выборовы, Чувашовы, Бутырины, Мамруковы, Балдаковы, Широколобовы, Быковы, Дроздовы, Черных; из Орлинги - Шамановы и  Наливных.   Все они  распахали почти 300 лет назад земли вокруг Сорт,  Холмогоя, Заларей. Всюду рассыпались  заимки, названные их именами. После 1743года люди продолжали прибывать, образуя  здесь чалдонскую старожильческую прослойку населения. В 1751г. Залари было объявлено волостным центром. Заларинское селение  стало  трактовым и почтовым станцом с 1751 г.- года проложения тракта  через него.  В Заларях уже проживали чалдоны Распутины и другие, но с 1743, 1749 г. (см. выше) с северных губерний сюда переселилось значительное количество людей по призыву Иркутской канцелярии  «обжить» места вдоль тракта. Так в Заларях оказались пашенные крестьяне  Выборовы, Источкины, Машкарины, Черных, Чистяковы, Бузиковы, Закарюкины,  Шамановы, Ленденевы  и др.  с берегов Лены, Илима, с Братска, Балаганска.   Они активно заселили Залари, обосновали вокруг пашенные заимки. В государственном значении их переселение  преследовало цель  развить жизни по тракту, по южной части  Иркутской губернии. Работой для них было ямщичество.   Основным зимним промыслом  крестьян стали называть  извоз и почтовая гоньба, крестьян же по Указу Петра 1 с конца 1700-ых г. велено именовать ямщиками. Тракт обеспечил работой около 16 тысяч ямщиков - преимущественно из числа крестьян, живших вдоль него. Существовало два основных типа извоза: ближний, когда в одной деревне брали груз, везли его 200 - 300 км, а потом передавали другому ямщику; и дальний - когда обоз, нанятый официально в Иркутске, двигался до самого Томска. Извоз был связан с торгово-экономическими отношениями территорий губернии.  Мануфактура, скобяные, сельскохозяйственные товары, соль и др. начали доставлять по селам, но путь прославился прежде всего ставшим любимым всюду  чаем. Чайный путь  был сквозным по всей Сибири. Чайная торговля стала  главенствующим направлением - по материалам исследований землепользования и хозяйственного быта Иркутской губернии, в год по Московскому тракту перевозилось, в среднем, 75 тысяч возов чая! В зимний период на одни сани грузили 7 - 8 ящиков чая, обитых для защиты от сырости коровьими шкурами. Это направление составляло большую часть экономики всей Сибири. Для крестьян, живущих по тракту, это сыграло огромную роль по укреплению инфраструктуры.  

 
Дворничество.                                                                                                                
 
  Извоз породил следующий вид промысла - дворничество, иными словами, содержание постоялых дворов. В Заларях стали образовываться постоялые дворы, особенно по линии тракта. Семьи ямщиков обслуживали проезжающих по тракту в глубинку Восточной Сибири, на Восток, в Иркутск.  Постоялые дворы имели свою функциональную структуру, где каждая часть двора служила главной цели – отдыху  путников и ямщиков,  смене лошадей.  В  воспоминаниях старожилов часто прослеживаются рассказы о ямщичестве заларинцев, а на местах    домов по тракту многие показывают остатки от столбов- привязей лошадей, широкие настилы из лиственниц на  конных дворах.   Требовалось много саней, телег, упряжей - так развивались шорничество, кузнечный промысел. Не отставало и коневодство: количество лошадей относительно числа ямщиков можно смело умножать на пять, считают этнографы: затеваться с обозом, состоящим менее чем из пяти возов, было просто невыгодно. Но на практике ямщики держали от 9 до 30 голов коней на одно хозяйство. 
Вся заларинская Красная горка,  центральная улица с. 2 Тырети была в постоялых дворах.  Многие жители  Заларей и 2 Тырети являются потомками ямщиков, и об этом люди помнят. Постоялые дворы часто были типичны. Государство тоже отслеживало удобства приема путников и предъявляло свои требования к  работе дворов. Типично дворы  выглядели так.
Пояснительная записка обустройства    постоялого    двора.                                                             
1. Дом. Ширина – 8 м.Окон – 8. Длина – 16 м. Дверей – 4 . Высота – 3 м. Русская печь1.Комнат - 3.               
   У центрального входа с левой стороны, на углу расположена якутская печь. Она служит освещением дома, а также вокруг этой печки сушат одежду, упряжь лошади. На стенке вокруг печки для этого встроены деревянные вешала. На высоте человеческого роста встроены из толстых жердей грядки в 2 или 4 ряда,  куда укладывают для просушки  хомуты, седелки и др. Рядом с печкой расположен большой обеденный стол, вдоль стен расположены широкие лавки, на которых ночью спят ямщики и более бедные гости. Далее с правой стороны дверей на углу расположена большая русская печь. Тут готовят пищу, стряпают хлеб,  также она служит лежанкой для дежурного смотрителя. В комнате №1 против входа обычно располагаются богатые или чиновники. Вдоль стен широкие лавки, в середине комнаты стоит обеденный стол, с левой стороны дверей на углах расположены две широкие лавки – кровати, где спят гости. В комнате №2 с тыльной стороны русской печки располагается семейство смотрителя. Вдоль стен расположены широкие лавки- лежанки, в середине комнаты обеденный стол. С правой стороны дома находится вторая дверь, которой пользуется семья смотрителя для хозяйственных надобностей.
       
2. Двор – размер: ширина – 8 м, длина – 16 м.                                                                                                                 
   Двор обнесен изгородью на столбах в 4 ряда. На столбах прорезаны прорези для жердей. Изгородь строили без использования гвоздей. В богатых селах вместо изгороди двор загораживали заплотом, т.е. ставили столбы с канавкой с обеих сторон ( вдоль линии изгороди ) и в эти канавки вплотную друг на друг на друга слаживали жерди длиной 3 м. Такой забор назывался тарас, он имел свои преимущества : защищал от ветра, от дурного глаза, а также служил задней стеной хозяйственных построек. Забор начинался с торца дома и упирался в торец конюшни,  с одной стороны и с другой стороны в торец сарая для повозок и таким образом все постройки оказывались защищенными, а также задние стены: дома, конюшни, сарая для повозок служили как бы забором. С проезжей части (с дороги) изгороди ставились ворота. Если изгородь из жердей,  то ворота закрывались жердями, если изгородь – заплот,  то ворота строились из добротных  досок и вешались на железные петли. Внутри двора впритык к дому со стороны дверей для хозяйственных нужд располагался сарай для дров, рядом в плотную вдаль забора навес для льда, далее в ритык к конюшне располагался сеновал ( изгородь из жердей).
 
3.Конюшня – параметры : ширина – 4 м , длина –8 м , высота – 3 м .
    Конюшня располагалась так. Задняя глухая стена служила продолжением забора. Ворота  конюшни ставились из добротных  досок и вешались на железные петли, они выходили во двор. С обоих сторон ворот на высоте 1,70 м располагалась окна. Внутри располагались ясли , т.е. стойла для лошадей. Лошадь привязывали головами к воротам, чтоб было сподручно кормить и быстро выводить. Конюшня делилась на 2 части : в 1 части стояли отдохнувшие, кормленые и готовые к выезду лошади, во 2 ставили только что прибывших с гоньбы лошадей. Их распрягали, затем брали под узды и водили по двору, чтобы они  успокоились и восстановили дыхание, после этого всю спину прикрывали попоной и ставили в конюшню, но не кормили. Через 2 часа давали сухое сено, а перед выездом - меру овса и поили.
 
4. Сарай для повозок –параметры : ширина – 4 м ,  длина – 8 м , высота – 3 .
    Сарай для повозок располагался одним боком впритык к конюшне. Задняя глухая стена служила продолжением забора, второй бок также служил продолжением забора. Ворота сарая выходили во двор с обеих сторон ворот располагались окна на высоте 1 м от земли. Ворота изготовлялись из тонких досок (тес) и вывешивались на петли из железа или на якутский манер т.е. с одного бока ворот крепился деревянный кол с выступающими концами. Нижний конец ставился на чурку с лункой, а верхний конец крепился кожей к стене сарая. Сарай служил хранилищем для повозок от дождя и снега, а также был своеобразным мастерским по их ремонту. Сбоку со стороны конюшни располагались святая святых ямщиков - маленькая кузница и станок для замены и подковки лошадей подковами.
 
5.Баня  -параметры: ширина – 3 м , высота – 2 м , длина –4 м.                                                           
    Баня как пожароопасная строение ставилась на отшибе вдали дома и хозпостроек . Баня служила не только для мытья. Главным образом, она служит как парилка, которая прогревает, и лечит, и бодрит, и силы восстанавливает. Баня строится из лиственничных бревен и хорошо проконопачивается, чтоб тепло не выветривалось . Полы стелятся из толстых досок, с щелями для стока воды . Окна прорезываются небольшие, дверные полотна из толстых досок строго пригнаны друг другу, ручки деревянные. Полок и скамейки изготовляют из сосновых плах без единого гвоздя. Предбанник представляет примитивную раздевалку. На стенах деревянные вешала. Все предельно просто.  Баня топится по- черному , т.е. печь складывают из камней , в нее замурован котел для горячей воды. Когда баня топилась, дым шел прямо в парную, камни накалялись докрасна, тогда баню проветривали, открыв двери. Проветрив баню от дыма, давали выдержку печке, чтобы тепло от камней равномерно распространилось по парилке, т.е. внутри бани все стало сухим,  даже воздух. Вот тогда баня считается созревшей, и в ней можно мыться.
 
6.Амбар – параметры : ширина – 4 м , длина – 4 м , высота – 2,5 м .
    Амбар ставился впритык дому между входными дверями дома. Он делится на две части капитальной стеной, каждая  имела отдельный вход. В правой части смотрители хранили свой провиант, а также почту, она имела кованые двери на железных петлях и закрывалась на замок. Окна  прорезались маленькие и высоко над землей. Вторая часть служила общим хранилищем для приезжих гостей и ямщиков. Полотно дверей было из досок и закрывалось на простую щеколду. В обеих частях амбара для хранения продуктов имелись специальные ящики (сусеки), вдоль стен ставились широкие лавки, на стенах были специальные полки и вешала, а также на высоте 2 м встраивали из жердей грядки в несколько рядов.
Нередко находят современные жители Заларей, живущие  на местах бывших постоялых дворов, старые коновязи, остатки настилов, оклады  хозпостроек. Все они  - из листвяка, добротного  крепкого дерева, способного храниться веками.  Вдоль  тракта бывшего тракта находят в земле и кандалы, и осколки фарфоровой, глиняной, стеклянной (темно-зеленой или голубоватой тальцинской) старинной посуды, оконного тончайшего стекла, кованые кузнечные гвозди. Особо ценными находками являются  металлические маленькие и большие  монеты. В Заларях их находили и до сих пор находят довольно часто и в виде припрятанных кладов, и потерянными  растеряхами 18 и 19 веков. Эти находки очень обостряют чувство любопытства к прошлому  этого места.
   Начавшаяся с сер. XIX в. разработка золотых приисков породила высокийьтоварный спрос на зерно, которое к тому же хорошо родилось благодаря более мягкому климату именно в наших местах. Кроме того, именно для нас актуальным стал сбыт спирта с местного Троицкого винокуренного завода на  прииски. Спирт довозили до Жигалово  через Березовый стан, а там груз уходил по Лене до Бодайбо. Резкий спад  необходимости в извозе  произошел в конце 19-начале 20 в.в. с открытием железной дороги. Тракт часто  использовался для  такой доставки.

 

 Знаменитые путешественники. 
   
   Старожильческое село Залари   считается трактовым селом: с 1751 г. здесь прошел великий Московский тракт. Ему село обязано своим  превращением в статус слободы и волостного села.  В 1926  г. образовался  Заларинский район,  объединивший земли 7 волостей и  включивший части земель еще 4. Среди них Залари обозначился как районный центр всей общественной жизни этих территорий.  Ровно четверть века  проходил тракт через село. 250 лет проезжали по селу, глазея на дома, его обитателей, выглядывая в тяжелой и монотонной от езды дороге  интересные глазу события в селе. По этому тракту проходили партии кандальных ссыльных, сопровождаемые  конвоирами ссыльной Тобольской команды.  В кошевах и тарантасах проезжали на службу в Иркутск и дальше множество людей государственных и духовных званий.  Шли бродяги, гулящие путешественники, ищущие   тех, «кому на Руси жить хорошо», продвигались  воины Иркутского драгунского полка на Великую Отечественную войну 1812 г.  Особую роль сыграли те путешественники по Московскому тракту, которые  писали путевые заметки, дневники, а то и  целые этнографические труды. Заларинские земли были  отмечены известным голландским ученым –естествоиспытателем Питером Палласом  в апреле 1772 г. он выезжает из Иркутска в Красноярск.  «В оном проезде я хочу  быть обстоятельнее  во всем, потому что в зимнюю поездку  все замечал наскоро».  Он упоминает Залари в контексте с другими  соседними селениями: « За Белую переправясь,  поехал я далее прекрасными лугами, коих ровное поле под зеленью пестрело цветами даже до Черемховской станции… Далее.. выезжают на речку Кутулык, которая также в Ангару стекает,  на ней стоит большое село и почтовая станция. До села и реки Салари березник  становится еще гуще, а далее уже только он и есть…Тут покормили мы наших  лошадей, и после  поехали далее к реке Оке, куда уже прибыли очень поздно. Зиминская ека была за рекою».
   В 1831 г. Залари попали в Дневник священника Иркутской Преображенской церкви, будущего святителя архиепископа Герасима (Георгия Добросердова). Он отметил, что «селение Заларя  расположено  на болотистой почве, где притон паутов  и комаров с мошками, а окрестности Залари, заселенной с первых годов  18 столетия, довольно живописны, особенно утром,  когда туман лентой  расстилается  над рекой  Заларей, окаймляя горы окрестные белой волнующейся пеленой». 
 Путешественник,  американский журналист Джон Кеннан потряс мир своими записками «Сибирь и ссылка», отдав дань описанию  этапов и тюрем для ссыльных по тракту в 1880-ые г.г. В нашей местности Д. Кеннан отметил  Тыретский  этап для ссыльных. Он  дал описание   условиям, в которых находились ссыльные, двигающиеся к месту ссылки по дороге.
   Каждый из  путешественников  - ученый, священник, журналист -  описал миру свою Сибирь.  Выдающимся трудом в России считают книгу «Остров Сахалин» и очерк «Из Сибири», написанные в путешествии на Сахалин через всю Россию русским  писателем  Антоном Павловичем Чеховым в 1890 г. До сих пор, в 21 веке, шагают и едут по тракту путешественники и туристы, среди которых немало  иностранцев. Все они жадно вбирают в свой мир чувств и мышления ощущения, знания, почерпнутые  на практике.

 

          Всероссийская Акция «Сибирский тракт» в Заларях.

   Существует множество  ярких описаний пути. Но одним из самых талантливых были и остаются  путевые очерки «Из Сибири» А.П. Чехова.  Русский писатель, проехав по тракту на остров Сахалин, оставил в наследие потрясающее описание нравов, портретов людей, пейзажей огромной страны. В селе Залари  Чехов был  ориентировочно 17 июня 1890 г.   Еще в советское время  была организована традиция в культуре  отмечать дни его пребывания какими-то значимыми событиями в духовной культуре в трактовых селениях. В годы перестройки  Дни Чеховского тракта угасли, но  в начале 21 в. назад они возобновились с новой силой. Организатором   огромной акции по всей стране стал Омский госуниверситет. Заларинский РКМ  в нее, вовлекая в нее  ряд учреждений культуры и местное население.  Вместе с музеем,  ДК «Современник», а в прошлом году  и с комитетом культуры района  и его мастеровой армией   один «трактовый» день в Заларях становится полным интересных культурных событий, связанный с прошлым.

    Акция  набирает силу: в  2017 г. Залари заняли  3 место в номинации «Исторические реконструкции», в 2018 г. - 2 место (номинация «Массовое мероприятие»). На фоне  большого количества участников со всей страны   (=200 учреждений) это победы  значимые  и яркие.  Благодарим всех, кто с нами  всегда вместе   идет до победы и признания, кто  может   не на словах, а на деле  бороться за внедрение ярких страниц нашей отечественной культуры  и истории в нашу жизнь

    Что мог увидеть и узнать  Чехов во время своего путешествия, а потом и спустя какое-то  время о Заларях? – на этот вопрос  мы взялись ответить. Надо сказать, что первое участие в акции в 2016г. было еще первым шагом, полным неопытности и слабости. В 2017г.  мероприятие «Выйду на улицу, гляну на село…»   положило в основу туристический пеший маршрут для гостей и  населения села Залари по главной улице Заларей – улице Ленина,  бывшей  отрезком знаменитого Сибирского тракта до 1996г., пока федеральную трассу МП53 не спрямили и она мимо Заларей, огибая село.  Гости из Иркутска на этот раз не приехали, зато акцент был сделан на местное население.  Экскурсия началась с реки. На рыбалку на той самой реке, любящей кутаться в  туманы, прибыли порыбачить  подопечные из дома престарелых и инвалидов. Река Заларинка в 105 км  в Заларях как никак а рыбная речка, и  люди с ограниченными возможностями с удовольствием закидывали удочки.
 
Image 2

   Их улов из ельчиков и окуньков пошел на вечернюю коллективную уху. Для вездесущих мальчишек была объявлена викторина на знание сибирских рыб. Пока суть да дело – прибыла группа ребят из ОСРЦ. После осмотра улова две группы ребят, да и по дороге к ним примыкали люди семейными группами, пожилые заларинцы, пошли «глядеть улицу».

Image 3

   Работники музея устроили осмотр улицы так: у современных домов были расставлены яркие справочные указатели с фотографиями старинных домов, которые здесь когда-то стояли. У самых представительных мест – усадеб Курсановых. Швецов, Заларинской Николаевской церкви были уже не указатели, а большие баннера с крупными фотографиями обитателей усадеб.      

   Все они привлекали внимание, около них не обязательно было рассказывать – люди просто останавливались и сами читали, разглядывали материал. Эта выставка указателей старинных домов получилась особенно. Прохожие люди сначала не понимали, что это, а потом мы стали видеть около них разных людей. Неподалеку   от реки высится большое здание – его в селе называют «начальной школой». Высокий сильный мужчина с бородой метет улицу у школы, а сам поглядывает на дорогу вдаль на запад. Оказалось, что экскурсанты повстречали политического ссыльного революционера, в будущем Героя Соцтруда, Почетного гражданина района И.И. Мызгина. Он прочитал о смысле жизни стихотворение, поведал о своей непростой жизни историю.

Image 4

   У следующего «Дома моряка» неожиданно ожила еще одна картинка: экскурсовод распахнул ставню, а в окне на людей смотрел живой моряк. Перед ним на подоконнике – трофей из Карибского моря – огромный краб, заморские ракушки, морская губка. Моряк, участник Русско-Японской войны, курил трубку и хитро поглядывал на ребят.

Image 5

    Пока все ахали от удивления от неожиданности, вдруг запели женщины. Они сидели на скамеечках через дорогу. Они - члены артели «Красное Знамя», шили на фронт телогрейки. Одна женщина по имени Тамара вязала рукавички, а сама плакала. Скоро их изделия повезут на Волховский фронт, защитникам Ленинграда.

Image 6

   Далее все собрались у памятника морякам – заларинцам. Все уже с желанием собрались на коллективную фотографию с моряком, прибежавшим из своего дома, особенно мальчишки.

Пока фотографировались – стали заворачивать головы на следующую картинку. – «У сельской чайной». Ох, сколько страстей помнило это место! Предприниматель А. Непокрытов с удовольствием предоставил крыльцо своего магазина, на котором развернулась экспозиция выставки РКМ «»В зеркальном блеске самовара…» Самовары Тагнинского филиала, З РКМ   разных форм выставлены в интерьере сибирского гостеприимного стола. Стол любовно и очень красиво украсила Хозяйка сибирского чая – Наталья Мамаева, зав. выставкой. Самовары блестели и сверкали на солнце, а в них отражались лица путешественников по Московскому тракту, участников Акции.

Image 7

 

   Женщины взялись показывать свои умения носить воду на коромысле, кто-то пытался раздуть самовар сапогом, Галина Николаевна показала детям, как выглядели дореволюционные конфеты «Леденцы Монпасье» в специальных жестяных банках.

   Как и было положено, сельская чайная оказалась местом бурным и насыщенным общения. Дети СРЦ, обычно зевающие и скучные при рассказе, были живыми и улыбающимися.

   Прибежали и рыбаки- и им было весело со всеми. Тут же пришла к народу почаевать хозяйка постоялого двора заларинского обоза Графида Иванова. Погоняла она лошадей до Жигалово. В будущем будет она убита в дороге, как часто водилось на большаках, но при жизни баба боевая была!   Она рассказала о своей подруге, женщине-борце   Фелиции Смирновой, которая была сослана на Карийские рудники. У РЭС, где когда-то было здание РК ВКПб, людей встречали люди с красными галстуками и шарфами. Интерактивную акцию пришли поддержать члены партии КПРФ. Они тоже внимательно слушали рассказ о роли РК ВКПб в годы войны.

  На шаровые молнии, которые летали во время грозы 1936 г. во время национализирования здания   церкви и люди спасались от них в церкви, эмоций у слушателей уже не хватало. Все гости сели на прибывшие автобусы комитета культуры и поехали в РКМ и Татарскую комнату ДК «Родник». Юные татарочки угостили гостей национальным блюдом чак-чак.

    По-сибирски гостеприимно прошла акция 19 июля 2019 г.   На трактовый чай в Залари к нашим самоварам и чайным заварникам, к нашим выставкам о чае и картинам о силе чудодейства чаепитие прибыли певческая группа «Полковники» из Монголии, транзитной родины чая, который также напрямую попадал в Россию. Песни о чае, о дружбе, о звоне колокольчиков по тракту   звучали со сцены из уст всех, кто любит свою сибирскую родину. Брендовые заларинские вареники были великолепным украшением сибирского чая. Также были выставлены материалы о дорогах, перевозках, гужевом транспорте населения села Залари   конца 20 века.

   Предлагаем вниманию читателей статью Дмитрия Татарникова «Стоя на Московском тракте…»

   Дмитрий - заларинец. Его корни по линии матери деда восходят к русской фамилии Распутиных, являвшихся одними из первых русских основателей дотрактового Заларинского селения. Он обобщил ряд материалов, начиная от справочной литературы, включая активно фото и др. данные ЗРКМ, а также включив свои впечатления и размышления о «людской тропе», дороге его предков. Дмитрий занял 1 место в районном конкурсе на лучший объект культурного туризма в Заларинском районе в 2014 г. В работу включено много интересных исторических малоизвестных фактов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Д. Ю. Татарников

 

Стоя на старом Московском тракте

   Всего в паре километров от поселка Залари Иркутской области можно видеть неизменившуюся окружающую картину 300-летней давности. Те же сосны и ели, заливные луга, пение птиц, стрекочущие дятлы. Где-то притаился заяц. Вдалеке болота во всю ширь обзора. Петляет речка Заларинка. Широка Россия, а Сибирь еще шире…

Image 8

      Исторические жители этих мест – конечно, буряты.

Предположительно бурятский род Зайлари-Узон, который обустроился

на правом берегу речки Залари

в 1-2 километрах от гран  нынешнего поселка Залари.

Здесь некогда проходила Конная тропа, по которой буряты

гоняли коней на продажу казакам.

Исследователи этих мест, изучая почву и характер дорог,

пришли к выводу что здесь, более 300 лет назад были 

большие конные передвижения.

То же самое подтверждают и факты из истории казаков,

пришедших сюда в конце XVII в.

    В то время не было еще и понятия такого - земля «Заларинская». Уместнее было бы употребить земля «Присаянская». Эти места были непроходимой глухой присаянской тайгой и интересовали охотников из числа бурят и казаков, в основном, в качестве промысла пушного зверя.

 В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. Но, в начале XVIII в. для более успешной колонизации восточной окраины Российской империи устройство гужевой дороги через всю Сибирь стало настоятельной потребностью.

Image 9

    До середины XVIII в. главными связующими нитями между населёнными местами Сибири были реки. У всех, кому доводилось в те времена ехать, из Енисейска за Байкал зимней дорогой, путь пролегал по «зимникам» вдоль или по льду Ангары. Главными транспортными путями  Заларинской земли были реки  Ангара, ее притоки -  реки Унга, Ока  Тагна.

   Дату начала действия Московского тракта как единой магистрали установить трудно, он формировался долгие годы, поэтому многие начальные его страницы скрыты от историков. 

Image 10

         При Петре I единого маршрута магистрали Московского тракта еще не было. Путь по Сибири с запада на восток по-прежнему состоял из множества спутанных меж собой сухопутных дорог, волоков, водных путей и гатей, проложенных еще бурятами и освоенными казаками. Среди этого сплетения существовали первые поселения – сначала это были подорожние стоянки.

    Если стоять на дороге лицом к Заларям, за спиной остаются земли первого казачества. Заларинский казачий округ некогда составляли две большие станицы — Головинская и Корховская. Вокруг были разбросаны мелкие деревеньки — казачьи заимки. Названия заимок происходили от фамилий основателей: Кашкарева, Тюрина, Минеева, Белова, Занина и так далее. На заимках жили семьями, которые разрастались, образуя целые деревни. Здешние казаки служили в казачьей сотне, выполняли обязанности рассыльных по Иркутску, состояли в разъездах и пикетах, помогали местным воинским чинам, чинам почты, исполняли караульные и полицейский обязанности, охраняли Московский тракт. Их задействовали везде, где нужна была служба всадников. В свободное время казаки обрабатывали собственную приусадебную землю.

(Позже, в конце XIX в. появилась Головинская шахта — но, не в самой станице, а дальше — там, где теперь деревня Владимир).

         Заимка Демушкина (близ д. Вознесенки) появилась в 1700 г., д. Романова в 1720 г., д. Сорты в 1725 г., д. Холмогой (в переводе с бур.яз. «гора змей») в 1700 г., д. Бажир в 1726 г. и т.д. Эти поселения возникали сначала как стоянки, зимовья или постоялые дворы на дорогах для охотников, рыболовов, землепашцев для встреч с заезжающими к ним торговцами. Позже стоянки вдоль дорог обрастали зерновыми ларями-мангазеями, пушными складами, заводилось сельское хозяйство и стоянки стали селами.

 
Для туристов – старинный обычай:  
   В традициях древних славян, бурят и татар одно из ведущих мест занимает поклонение Предкам и Духам того или иного места. Смысл же традиции подвязывать лоскут ткани на дерево таков. Во-первых, лоскуток или ленточка — это наш дар, наша малая треба (жертва) духам данного места. Во-вторых, это способ установить с Силой данного места — священного места — определённую незримую связь, осуществляемую посредством той частички нашей собственной Силы, которая осталась заключённой в оставленном нами предмете. Обычно, с каждым таким лоскутком-наузом связана какая-нибудь просьба человека...  И в-третьих, наш дар духам места есть так же и дар предкам — одна из форм нашего почитания предков... В славянской традиции нет поклонения мертвым, как это присутствует во многих других религиях и верованиях, включая православие. Для славян Предки - это не умершие когда-то люди, а существующие здесь и сейчас живые поколения.
 
Прохождение Московского тракта по селу Залари

Image 11

          1704 год — предположительная дата основания, у моста через реку села Залари. Существует несколько версий названию «Залари». Въезжая в Залари по старому Московскому тракту со стороны Владимира из-за поворота, начинаешь перебирать версии происхождения названия «Залари».

Image 12

 
Первая версия: «Залари» объясняется географическим положением села: «селение, находящееся по дороге за Аларью»Аларь — в переводе с бурятского языка - сухое безлесное пространство или болото. Ямщики определили для себя это поселение как возникшее на Московском тракте за Аларской землей.
 
Вторая версия: от старинного бурятского рода Зайлари-Узон, проживавшего на правом берегу речки Залари.
 
Третья версия: название произошло от реки Залари[2], у моста, через которую основано село. В свою очередь название реки, вероятно, происходит от бурятского слова залар, в переводе свободный (от груза), налегке. Унгинские буряты о поездке в Залари так и говорили: Залардаябхым (буквально — Еду в Залар).

 

Image 14

 

Четвертая версия: от слов «за лари» — т.е., за хранилища зерна, небольшие мангазеи, которые строили казаки по пути в месте возникновения села. Залари было основано в выгодном месте пересечения торговых путей, связавших воедино соседние земли, села, население, состоящее из аборигенов-сибиряков и пришлых людей под общим именем - Заларинская земля, которую связал Московский тракт.
 
    Если смотреть с обзорной площадки лыжной базы сверху на современные Залари, то можно увидеть как бы естественные «слои» поселения. У подножья сопки – почерневшие от времени домишки старых Заларей, вдалеке постройки XXв. Еще дальше постройки XXIв., отличимые по современным красным, зеленым или синим железным крышам. Принцип застройки Залари - крестообразно: с востока на запад вдоль Московского тракта и с юга на север вдоль речки Залари.

Image 15

Вид на Залари с площадки лыжной базы

    «Старые Залари» - условное название старой части села существующей с XVIII в. Это район ныне именуемый «Красная горка» и несколько нижних улиц, примыкающих к речке Залари – историческая часть села. Красная горка раньше считался более удобный район. Нижние же улицы всегда страдали от наводнений и просадки почвы, отчего каждый второй дом покосился.

    Пройдя по улицам старых Заларей (например, ул. Первомайская, ул. Ленина) можно видеть, что существующие дома на вид очень старые, хотя возраст не превышает и 100 лет. Однако их архитектурный облик практически не изменился с 19 века. Бревенчатые пятистенки, посредине русская печь с кирпичной трубой. Утепление - мох с глиной, завалинки. Сени. Крыша из теса, подполье, ставни. (Мысленно уберем столбы с эл. проводами и технику.). Каждая отдельная изба не представляет архитектурной исторической ценности, однако их комплекс – картина, которую мы можем видеть еще лет 10-20, а после - это будет история.

Image 16

 Типичные деревенские русские избы вдоль Московского тракта
   Неотъемлемая часть Заларей XVIII-XIXв.в. - были тюремные бараки, окруженные частоколом или полисадом высотой до 4-х метров, охраняли солдаты-охранники и тюремные надзиратели. В этих бараках содержались особо опасные или «буйные» арестанты из числа уголовников, которых нередко приковывали на цепи к стенам. Но правительство России стояло на позициях максимального заселения Сибири, поэтому были определенные послабления в содержании арестантов. Им разрешали свободно перемещаться по селу, работать где могут, приветствовались свадьбы с местными. Полиция закрывала глаза на мелкие грешки каторжан: допустим воровство или пьянство.
   Бараки для вольных арестантов частоколом не обносили, в них жили холостые, а вокруг них обычно «тулились» мелкие лачуги, где селились женатые арестанты. Создание семей из числа арестантов, с целью их оседлости в Сибирских селах было частью государственной программы по заселению Сибири.
    В 1757 г., например, подписан государственный указ: «…Преступниц после кнута, не вырывая ноздрей и не ставя на лице знаков отправлять в Сибирь, где по прошениям казаков, солдат и разночинцев отдавать в жены…», хотя многие из них больны сифилисом, чесоткой и цингой.
   Местное население, половина которого рождено или вышло из ссыльных, спокойно относилось к такому соседству. В избах даже были оконца, куда можно было поставить на ночь хлеб, миски с пищей для голодных каторжан. Частенько в деревенских банях, расположенных у тракта в глубине дворов светились огоньки – то располагались на ночлег бездомные.
 
Старые Залари – типичное поселение на Московском тракте в XVIIIXIX в.в.

Историческим центром села Залари принято считать старый мост.

 

Image 17

Маленькая речка Залари крайне коварна 

  Место строительства моста выбрано не случайно. Особенность речки Залари – широкая, до 1 километра, заболоченная долина, которая легко затапливается при наводнении. Но в одном месте, долина сужается до 50 метров и очерчивается относительно высоким берегом. Здесь самое удобное место для пересечения речки и строительства моста. К этому месту и была проложена дорога.

  Существующий ныне мост через речку Залари – сравнительно новый. Рядом видны остатки старого моста (земляной подъем и навалы камней в реке.)

  Мост на Московском тракте был стратегическим объектом. Маленькая речка Залари крайне коварна. Во время весеннего паводка или дождей она широко разливается, подтапливая близлежащие улицы и руша деревянный мост, который ремонтировали постоянно, и каждые полвека заново восстанавливали. 

  Площадки с обеих сторон от моста – были центром села. На правом берегу изначально жили буряты, потом русские. Раньше дома располагались вдоль Московского тракта примерно также как и сейчас, и были также главными учреждениями села. Артели и купеческие дома. Обычно в купеческом доме с улицы был вход в лавку, а с внутренней стороны или на 2-м этаже были жилые комнаты. 

Image 18

Дом купца Красильникова  (ныне здание полиции).

 

Image 19

Дома-усадьба купца Швец (ныне не сохранился).

 

Image 20

Дома-усадьба купца Курсанова (ныне не сохранился).

 

Image 21

Дома-усадьба купца Курсанова (ныне не сохранился).

   В конце XVIII в. – начале ХХ в. Залари - центр Заларинской волости. В официальных документах того времени его название – Заларинская слобода. В селе живёт более двух тысяч жителей. Активно развивается сельское хозяйство. Разворачивается торговля. В Заларях на Московском тракте действуют постоялые дворы, лавки купцов, почта, аптека, склады, подорожние стоянки. Мастерские по ремонту телег и саней, кабаки, за высокими заборами бараки для ссыльных, и бани. В конце XIX и в. Иркутска и европейской части России прибыли купцы Б. Писанко, Я. Швец, Г. Курсанов и другие. Я. Швец имел 4 магазина, а также около 200 рабочих, которые трудились на заготовке леса.

 

Image 22

 Волостной дом (ныне здание редакции районной  газеты). 
       К сожалению, следуя современному аккуратному модному оформлению внешнего вида зданий утрачивается их исторический стиль (пример: здание современной редакции газеты после ремонта неизбежно утратило свой самобытный исторический вид волостного дома села.).
 
 
Image 23

Единственное здание, сохранившееся в Заларях на Московском тракте в своем первичном виде – двухклассное министерское училище.

 

Image 24

Дом купца Солонина (ныне не сохранился).

 

Image 25

Никольская церковь на развилке Московского тракта, Троицкой волостной дороги и Балаганской уездной дороги (ныне не сохранилась)

    В конце 19 в. центр Залари переместился по Московскому тракту выше – к новой каменной Никольской церкви, построенной в 1745 г. На полторы версты вытянулось вдоль Московского тракта село Залари.   Московский тракт попал в черту сельской застройки и стал главной улицей села. Путники проезжающие по Московскому тракту через Залари, крестятся на Никольскую церковь.

    Картину Московского тракта неизменно дополнял многочисленный торговый люд. Бедный в своей основе, торговал всем тем, чем богата деревня и сибирский лес: молоком, рыбой, квасом, капустой, грибами, пирогами, мороженой ягодой, сеном. А также дефицит – соль и очень модный товар – чай и табак, который доставляли из Китая.

3. Трагическая страница истории Московского тракта

     За всю историю Московского тракта множество людей проезжали по нему. Почти два века это была единственная дорога, связывающая запад и восток России. Известные политики, купцы, дворяне, государственные чиновники, писатели, ссыльные декабристы, обычные крестьяне или солдаты. 1891 год — проезжал цесаревич Николай (в будущем царь Николай II); Кто-то из них останавливался в Заларях ненадолго, некоторые навсегда.

    Путешествовать по Московскому тракту в XVIII- XIX веке было крайне опасно, особенно зимой. Во-первых, дорогу могло занести метелью. Во-вторых, ночью или даже днем могли напасть голодные волки. В-третьих, это разбойники из числа беглых каторжников или прочих.  

    Разбой на тракте процветал, стоило отъехать несколько верст от села. Очевидцы оставили записки: «Ехали при заряженных пистолетах».

Image 26

     Нередко зачинщиком грабежей в дороге мог быть и ямщик. Проезжая на санях мимо условного места делал условный знак подельникам, мол «фраер в санях пьяный и при деньгах».

     За сто лет: с конца XVIII  до конца XIX века по Московскому тракту прогнали сотни тысяч каторжан. Можно сказать, что это был Великий кандальный тракт. Арестанты время от времени по пути сбегали и тогда конвоиры пополняли состав за счет первого встречного, ведь они должны были сдать партию на очередном этапе "по счету". Иногда, когда партии водворенных и выдворенных арестантов встречались, некоторые из арестантов за деньги сознательно переходили из партии в партию. Таких называли «сухарники». Когда шла партия от 100 до 500 человек, то звон кандалов разносился по округе на несколько верст. Оборванные, почерневшие от холода, шатаясь от голода, стуча кандалами брели каторжники к месту ссылки. Арестантские партии шли пешком за час 3-4 версты, а за месяц 500 верст. Через, примерно каждые 30 верст были организованы полуэтапы для учета ссыльных.

   Сибирский кандальный путь по тракту начали обустраивать с 1735 г. силами местных крестьян. Ему было дано название Великий кандальный путь.

   На Московском тракте расположен Парк памяти в Заларях – бывшее этапное кладбище (для ссыльных) которое до начала ХХ в. в книгах называется «приходским». Оно предназначалось чужакам, умершим в дороге.

Image 27

   Села Залари и Тыреть становятся полуэтапом для ссыльных, а Заларинская волость — местом для водворения ссыльных, как политических, так и уголовных; ссылка способствовала тому, что, многие ссыльные после отбывания наказания оставались жить в Заларинской волости.

    Многие умирали в пути. Их закапывали недалеко от дороги на этапном кладбище.

  В истории Иркутской губернии сохранилось много архивных материалах о пути декабристов по Московскому тракту к месту ссылки в села и остроги Иркутской губернии.. Некоторых декабристов везли на санях, кто-то шел пешком. Есть история о братьях декабристах, которые чуть не замерзли в санях перед Иркутском, поскольку конвоиры опаздывали по срокам и гнали изо всех сил. Есть история о замерзшем декабристе, которого наскоро отпели в церкви и похоронили на кладбище почтовой станции.

Кандальный звон автор.                                          

Я звон кандальный слышала не в песне и каторжан видала не во сне.

Мир так велик и в то же время тесен, на сельском тракте повстречались мы.

Засыплены, измучены в дороге цепей кандальных в ритме с шагом звон

Халаты серые, а ноги…

До крови стертые, в лохмотьях из попон

Здесь люди шли голодные босые, лишенные и ласки и тепла

Великая бунтарская Россия меж тех берез на каторгу прошла.

                                                      Ревекка Ямпольская (с. Кимильтей)

     Трагичны и истории крестьянских переселений в Сибирь. Многие семьи насильно снимали с насиженных мест и переселяли в безлюдные пространства. Многие кочевали сами в поисках лучшей доли. 

Image 28

В годы гражданской войны отступали отряды белогвардейцев.

Image 29

Ледяной поход Каппеля

4. Развитие Московского тракта

     По Московскому тракту как по единой магистрали стали ездить зимой и летом. С середины XVIII в. Московский тракт усиленно обустраивался и заселялся. С 1740 г. на Московском тракте обустроили почтовые станции на расстоянии 12,5–30 верст друг от друга. На Заларинской земле это были - Тыреть, Залари, Головинская, а также по волостным дорогам - Холмогой, Троицк, Тагна. На станциях служили специальные смотрители. Проезжающие  по Московскому тракту могли видеть относительный порядок на станциях, где должным образом следят за переменой лошадей. Сведения, добытые служилыми людьми показывали, что по дороге, которая соединяла между собой Красноярск и Иркутск через Канский, Удинский и Балаганский остроги можно было удобно ехать, особенно летом: здесь не было недостатка в воде и корме. Если ехала важная персона, зимой, по ночам через каждую версту зажигали смолянистые бочки или факелы, а если дорога пересекала реку, впереди обоза бежали подорожные и проверяли, чтобы сани не угодили в полынью.    

    Участок Московского тракта от Красноярска на восток через Балаганск в Иркутск оказалось значительно короче старого водного пути через Енисейск по Ангаре.

   Во второй половине XVIII в. Московский тракт подвергся значительной перестройке: многие участки тракта были спрямлены, а некоторые его участки перенесены на новые места. К 1780-м гг. весь поток грузов по снабжению севера и востока Сибири перешел на единый Московский тракт. Дорога именовалась Ямской, т.е. отличалась организованной на ней государственной ямской службой, обслуживающей пассажиров и доставку почты.

     Протяженность Московского тракта составляла по Иркутской губернии  примерно 640 верст. Из них 123 версты проходили по территории Балаганского округа, в состав которого входило село Залари, которое также являлось и почтовой станцией.  

     С конца XVIII до конца XIX в. Московский тракт переживал свой максимальный экономический подъем. Московский тракт стал на целый век, вплоть до 1897 г. - основной пассажирской и грузовой артерией Сибири. Развилась торговля, устремился грузопоток товаров с запада на восток и обратно. Ежедневно проходили караваны обозов с сибирской пушниной, рязанским зерном, солью, байкальской рыбой, заграничными тканями, китайским чаем, табаком, европейскими изделиями и прочими товарами, как из Сибири, так и со всей России и из-за границы. 1747 г. Исторический факт: вместе с товарами на обозах, перевозимых по Московскому тракту из Китая, проникли тараканы, которых до этого в Сибири не было.

   Вдоль Московского тракта и его ответвлений – волостных дорог крестьяне возделывали поля, сеяли пшеницу, рожь. Зерно шло на корм скоту, а также сдавали на переработку, например на Троицкий спиртзавод купчихи Патушинской.

     Привычной нам картошке крестьяне долго сопротивлялись, вплоть до конца XVIII в. Иркутский генерал-губернатор специально выписывал из С-Петербурга обозы с картофелем и принудительно обязал крестьян ее садить.

Работает ежедневная почтовая служба. Увеличивается пассажиропоток: ежедневно передвигаются солдаты, чиновники, купцы, дворяне, и конечно ссыльные. Московский тракт - дорога путешественников, ученых и каторжников.    

Image 33

 

Image 30

    Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба. От Иркутска до Ачинска он был разделен на 7 дорожных участков, которые делились на околотки. В пределах Балаганского дорожного округа, через который пролегал тракт, была утверждена должность участкового инженера. Участком руководил техник, а околотком – дорожный мастер. Участковые инженеры, техники и мастера контролировали строительные и ремонтные работы, выполнявшиеся местным крестьянским населением, техническое состояние тракта.

   Однако главным препятствием устройства Московского тракта за всю его историю была незаселенность громадных пространств Сибири. Катастрофически не хватало рабочих рук! Не было дорожных материалов для ремонта (камня, кирпича). Дорога конечно была, но очень тяжелой. А в распутицу особенно непролазной. Местных крестьян обязывали обустраивать ее, расширять. За отдельные участки тракта отвечало общество крестьян притрактовых сел. Особенно плохим тракт был там, где за ремонт отвечали бурятские улусы, находившиеся от тракта за сотни верст. Поэтому правительству России было крайне необходимо заселить Московский тракт. И дорога несмотря ни на что осваивалась, укреплялись мосты, ставились верстовые столбы, строились почтовые станции, возникали новые деревни.

   Эта извечная проблема России – дороги. Содержать Московский тракт в таком состоянии, в коем от него ожидали экономической отдачи в конце XIX в. было уже невозможно. Экономика России шла на подъем. Требовались кардинальные меры.

  Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 г. по 1889 г. повозный сбор на содержание дороги. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взимался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок.

  Но эти меры не спасали положение. Московский тракт экономически себя не оправдывал. России нужно было что-то мощное, быстрое, надежное – железная дорога.

  1897 год — происходит строительство Транссибирской Магистрали, и соответственно  железнодорожных станций. С этого времени значение Московского тракта как «основной грузовой и пассажирской артерии Сибири» стало прекращаться. Грузоподъемность и пассажировместимость железнодорожных вагонов в разы больше дорожных телег и повозок. Кроме того, несмотря на свое «твердое» название Московский тракт никогда не имел твердого дорожного покрытия и в период дождей или межсезонья дорога, как и большинство российских дорог была трудна для проезда.

   Железная дорога прошла, между прочим, по устоявшемуся маршруту Московского тракта практически параллельно. Это связано с тем, что сама стройка транссиба в те времена, была бы экономически невозможна без соседства с гужевой дорогой. По Московскому тракту где на подводах, где на санях велся подвоз к месту строек рабочих, питания для рабочих, стройматериалов: леса, камня, металла, механизмов т.е. всего, без чего невозможно построить гигантский по тем временам объект – транссибирскую железную дорогу.

   В свою очередь «параллельное» строительство транссиба оказало большую пользу и Московскому тракту. Разбитое дорожное покрытие дороги было возможным укрепить за счет необходимых горнокаменных пород, которых, например, небыло в Заларинской земле и которых в нужном количестве было невозможно сюда доставить на телеге. А несколько грузовых вагонов по железной дороге без труда доставляли все необходимое.    

  Участки Московского тракта стали иметь качественное и надежное дорожное полотно, что было жизненно необходимым для появляющихся ХХ веке автомобилей. Московский тракт должны были подготовить к роли автодороги. Конечно, в то время речи не могло быть о благоустройстве дорожного покрытия. Трудно себе представить, как вымостить тысячи верст сибирской тайги, а еще обустроить мосты, насыпи и пр.

Image 31

 

Начало ХХ в. Московский тракт становится главной автодорогой Сибири

    Село Залари стало еще более значимым. Село приросло железнодорожной станцией. В связи с этим, основной пассажиропоток стал проходить далеко от центра Залари, на окраинной железнодорожной станции, соответственно туда же переместились и дорожные учреждения – госпиталь, почтамп, полиция, часть торговли и пр. Однако, несмотря на утрату своей экономической значимости, Московский тракт в Заларях навсегда остался Центром общественно-культурной жизни. Московский тракт стал главной улицей Заларей.

   Почти все государственные учреждения, конторы, школы, банки, магазины, различные культурные и духовные общественные центры расположены в Заларях на главной улице бывшей когда-то Московским трактом, а ныне улица Ленина. Праздники, государственные мероприятия, митинги, демонстрации и парады проходят обязательно на главной улице Залари.

Image 32

    Московский тракт в истории Заларинской земли играл главную роль с начала 18-го  до середины 20-го века. Это два с половиной столетия! Причем, это история не только земли Заларинской, но и часть истории как Сибири, так и всей России. Значение Московского тракта для Сибири и всего Российского государства на определенном историческом этапе также велико, как и значение Великого шелкового пути или Байкало-Амурской магистрали.

   В начале 90-х годов ХХ в. в ходе спрямления участков современной федеральной трассы М-53 «Сибирь» полностью прекращена функциональность старого Московского тракта в селе Залари, который стал нашей историей.  

Сегодня об этом отрезке мы уже говорим: «Старый Московский тракт».

С ув. Г.Н. Макогон