ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
Здравствуйте уважаемый посетитель нашего сайта! Если у Вас есть к нам вопрос, оставьте, пожалуйста, свои данные и сообщение, мы ответим Вам в ближайшее время.
Уважаемые читатели и друзья заларинской истории!
Приближается 17 июня 2020г., ставший традиционным днем проведения Всероссийской акции «Сибирский тракт» в пос. Залари.
В этот день Залари посетил великий русский писатель
Антон Павлович Чехов.
Позднее он отразил все увиденное в России во время путешествия в произведении «В Сибирь!» так полнокровно и зримо, как это не удалось сделать больше никому.
Мы предлагаем Вам краткую историческую справку об удивительном памятнике истории,
на котором пересекались судьбы самых разных людей с нашим старинным трактовым селом,
где происходили бурные события в жизни наших дедов и прадедов - Сибирском тракте.
Часть 1.
История возникновения и действия Московского тракта.
Часть 2.
Московский Великий тракт - грандиозный недвижимый памятник истории всей нашей большой страны.
Московский тракт начинается в Иркутской области с Тайшетского района на западе и заканчивается иркутский отрезок в Шелеховском районе. В этой траектории тракт проходит по Тайшетскому, Тулунскому, Нижнеудинскому, Балаганскому, Зиминскому, Заларинскому, Аларскому, Черемховскому, Усольскому, Ангарскому, Иркутскому и Шелеховскому районам.
Частичка его коснулась и наших Заларей. В 1725г. Петр1 заложил основу по его прокладке, отправив своих разведчиков для его прокладки. Царь не успел исполнить начатое- ему помешала смерть. Тракт в Сибирь был проложен во времена царствования его дочери Елизаветы Петровны в 1740-ые г. Первоначально тракт проходил севернее сегодняшнее траектории - через Балаганск. Потребность в нем была вызвана проникновением и связью с Сибирью, Востоком и Севером; важны были промышленные и стратегические интересы страны в этих направлениях. В середине 18 века состоялись исследовательские экспедиции в Сибирь по руководством руководителя 2 Великой Камчатской экспедиции профессора Витуса Беринга. Ученого не устроил северный вариант пути. Он лично сам проехал по землям южнее, знакомясь с местными крестьянскими дорогами. Далее он просчитал изменения в траектории и предоставил новый и третий по счету вариант тракта. Этот вариант и был принят окончательно. Дорога изменила траекторию от Тулуна и пошла, включив в себя 14 населенных пунктов, хорошо нам знакомых: Кимильтей, Зима, Тыреть, Залари, Кутулик, Черемхово, Тайтурка, Усолье, Иннокентьевская. Вследствие этого была в корне изменена судьба этих старинных селений. Они могли быть глубинными таежными территориями, а стали трактовыми сильными поселениями, центрами общественной жизни, обретя второе дыхание. По тракту двинулись путешественники, ученые духовенство, служивые; почтовые колокольчики стали оглашать звоном округу; стал раздаваться кандальный звон с партиями ссыльных. Жизнь забурлила. У почтового Заларинского станца стала складываться своя историческая летопись. Особой страницей в жизни тракта стал Чайный путь - перевозка цибиков чая из Китая в Россию по Московскому тракту через всю страну.
Ямщичество.
С 1743 г. по призыву Иркутской канцелярии стали привлекаться люди с северных волостей Илимского воеводства на освоение новых пашенных земель вокруг тракта. В Залари, до этого маленького сельца, прибыла первая группа переселенцев на ямщичество. Люди активно выдвигались в наши места прежде всего из Балаганска ( 20 семей), Яндинской слободы(9 ), из Нововудинской слободы и Братского острогов ( по 5 семей). Самыми отдаленными переселенцами оказались люди с серединной части Лены, из Орлинги и Илгинского острога. Илга- самый большой приток Лены. Люди сохранили память о ней в Заларинской волости в названии деревни Илгинская, ставшее полвека назад хорошо известной нам Илганской. Из Илги прибыли в наши места Выборовы, Чувашовы, Бутырины, Мамруковы, Балдаковы, Широколобовы, Быковы, Дроздовы, Черных; из Орлинги - Шамановы и Наливных. Все они распахали почти 300 лет назад земли вокруг Сорт, Холмогоя, Заларей. Всюду рассыпались заимки, названные их именами. После 1743года люди продолжали прибывать, образуя здесь чалдонскую старожильческую прослойку населения. В 1751г. Залари было объявлено волостным центром. Заларинское селение стало трактовым и почтовым станцом с 1751 г.- года проложения тракта через него. В Заларях уже проживали чалдоны Распутины и другие, но с 1743, 1749 г. (см. выше) с северных губерний сюда переселилось значительное количество людей по призыву Иркутской канцелярии «обжить» места вдоль тракта. Так в Заларях оказались пашенные крестьяне Выборовы, Источкины, Машкарины, Черных, Чистяковы, Бузиковы, Закарюкины, Шамановы, Ленденевы и др. с берегов Лены, Илима, с Братска, Балаганска. Они активно заселили Залари, обосновали вокруг пашенные заимки. В государственном значении их переселение преследовало цель развить жизни по тракту, по южной части Иркутской губернии. Работой для них было ямщичество. Основным зимним промыслом крестьян стали называть извоз и почтовая гоньба, крестьян же по Указу Петра 1 с конца 1700-ых г. велено именовать ямщиками. Тракт обеспечил работой около 16 тысяч ямщиков - преимущественно из числа крестьян, живших вдоль него. Существовало два основных типа извоза: ближний, когда в одной деревне брали груз, везли его 200 - 300 км, а потом передавали другому ямщику; и дальний - когда обоз, нанятый официально в Иркутске, двигался до самого Томска. Извоз был связан с торгово-экономическими отношениями территорий губернии. Мануфактура, скобяные, сельскохозяйственные товары, соль и др. начали доставлять по селам, но путь прославился прежде всего ставшим любимым всюду чаем. Чайный путь был сквозным по всей Сибири. Чайная торговля стала главенствующим направлением - по материалам исследований землепользования и хозяйственного быта Иркутской губернии, в год по Московскому тракту перевозилось, в среднем, 75 тысяч возов чая! В зимний период на одни сани грузили 7 - 8 ящиков чая, обитых для защиты от сырости коровьими шкурами. Это направление составляло большую часть экономики всей Сибири. Для крестьян, живущих по тракту, это сыграло огромную роль по укреплению инфраструктуры.
Существует множество ярких описаний пути. Но одним из самых талантливых были и остаются путевые очерки «Из Сибири» А.П. Чехова. Русский писатель, проехав по тракту на остров Сахалин, оставил в наследие потрясающее описание нравов, портретов людей, пейзажей огромной страны. В селе Залари Чехов был ориентировочно 17 июня 1890 г. Еще в советское время была организована традиция в культуре отмечать дни его пребывания какими-то значимыми событиями в духовной культуре в трактовых селениях. В годы перестройки Дни Чеховского тракта угасли, но в начале 21 в. назад они возобновились с новой силой. Организатором огромной акции по всей стране стал Омский госуниверситет. Заларинский РКМ в нее, вовлекая в нее ряд учреждений культуры и местное население. Вместе с музеем, ДК «Современник», а в прошлом году и с комитетом культуры района и его мастеровой армией один «трактовый» день в Заларях становится полным интересных культурных событий, связанный с прошлым.
Акция набирает силу: в 2017 г. Залари заняли 3 место в номинации «Исторические реконструкции», в 2018 г. - 2 место (номинация «Массовое мероприятие»). На фоне большого количества участников со всей страны (=200 учреждений) это победы значимые и яркие. Благодарим всех, кто с нами всегда вместе идет до победы и признания, кто может не на словах, а на деле бороться за внедрение ярких страниц нашей отечественной культуры и истории в нашу жизнь
Их улов из ельчиков и окуньков пошел на вечернюю коллективную уху. Для вездесущих мальчишек была объявлена викторина на знание сибирских рыб. Пока суть да дело – прибыла группа ребят из ОСРЦ. После осмотра улова две группы ребят, да и по дороге к ним примыкали люди семейными группами, пожилые заларинцы, пошли «глядеть улицу».
Работники музея устроили осмотр улицы так: у современных домов были расставлены яркие справочные указатели с фотографиями старинных домов, которые здесь когда-то стояли. У самых представительных мест – усадеб Курсановых. Швецов, Заларинской Николаевской церкви были уже не указатели, а большие баннера с крупными фотографиями обитателей усадеб.
Все они привлекали внимание, около них не обязательно было рассказывать – люди просто останавливались и сами читали, разглядывали материал. Эта выставка указателей старинных домов получилась особенно. Прохожие люди сначала не понимали, что это, а потом мы стали видеть около них разных людей. Неподалеку от реки высится большое здание – его в селе называют «начальной школой». Высокий сильный мужчина с бородой метет улицу у школы, а сам поглядывает на дорогу вдаль на запад. Оказалось, что экскурсанты повстречали политического ссыльного революционера, в будущем Героя Соцтруда, Почетного гражданина района И.И. Мызгина. Он прочитал о смысле жизни стихотворение, поведал о своей непростой жизни историю.
У следующего «Дома моряка» неожиданно ожила еще одна картинка: экскурсовод распахнул ставню, а в окне на людей смотрел живой моряк. Перед ним на подоконнике – трофей из Карибского моря – огромный краб, заморские ракушки, морская губка. Моряк, участник Русско-Японской войны, курил трубку и хитро поглядывал на ребят.
Пока все ахали от удивления от неожиданности, вдруг запели женщины. Они сидели на скамеечках через дорогу. Они - члены артели «Красное Знамя», шили на фронт телогрейки. Одна женщина по имени Тамара вязала рукавички, а сама плакала. Скоро их изделия повезут на Волховский фронт, защитникам Ленинграда.
Далее все собрались у памятника морякам – заларинцам. Все уже с желанием собрались на коллективную фотографию с моряком, прибежавшим из своего дома, особенно мальчишки.
Пока фотографировались – стали заворачивать головы на следующую картинку. – «У сельской чайной». Ох, сколько страстей помнило это место! Предприниматель А. Непокрытов с удовольствием предоставил крыльцо своего магазина, на котором развернулась экспозиция выставки РКМ «»В зеркальном блеске самовара…» Самовары Тагнинского филиала, З РКМ разных форм выставлены в интерьере сибирского гостеприимного стола. Стол любовно и очень красиво украсила Хозяйка сибирского чая – Наталья Мамаева, зав. выставкой. Самовары блестели и сверкали на солнце, а в них отражались лица путешественников по Московскому тракту, участников Акции.
Женщины взялись показывать свои умения носить воду на коромысле, кто-то пытался раздуть самовар сапогом, Галина Николаевна показала детям, как выглядели дореволюционные конфеты «Леденцы Монпасье» в специальных жестяных банках.
Как и было положено, сельская чайная оказалась местом бурным и насыщенным общения. Дети СРЦ, обычно зевающие и скучные при рассказе, были живыми и улыбающимися.
Прибежали и рыбаки- и им было весело со всеми. Тут же пришла к народу почаевать хозяйка постоялого двора заларинского обоза Графида Иванова. Погоняла она лошадей до Жигалово. В будущем будет она убита в дороге, как часто водилось на большаках, но при жизни баба боевая была! Она рассказала о своей подруге, женщине-борце Фелиции Смирновой, которая была сослана на Карийские рудники. У РЭС, где когда-то было здание РК ВКПб, людей встречали люди с красными галстуками и шарфами. Интерактивную акцию пришли поддержать члены партии КПРФ. Они тоже внимательно слушали рассказ о роли РК ВКПб в годы войны.
На шаровые молнии, которые летали во время грозы 1936 г. во время национализирования здания церкви и люди спасались от них в церкви, эмоций у слушателей уже не хватало. Все гости сели на прибывшие автобусы комитета культуры и поехали в РКМ и Татарскую комнату ДК «Родник». Юные татарочки угостили гостей национальным блюдом чак-чак.
По-сибирски гостеприимно прошла акция 19 июля 2019 г. На трактовый чай в Залари к нашим самоварам и чайным заварникам, к нашим выставкам о чае и картинам о силе чудодейства чаепитие прибыли певческая группа «Полковники» из Монголии, транзитной родины чая, который также напрямую попадал в Россию. Песни о чае, о дружбе, о звоне колокольчиков по тракту звучали со сцены из уст всех, кто любит свою сибирскую родину. Брендовые заларинские вареники были великолепным украшением сибирского чая. Также были выставлены материалы о дорогах, перевозках, гужевом транспорте населения села Залари конца 20 века.
Предлагаем вниманию читателей статью Дмитрия Татарникова «Стоя на Московском тракте…»
Дмитрий - заларинец. Его корни по линии матери деда восходят к русской фамилии Распутиных, являвшихся одними из первых русских основателей дотрактового Заларинского селения. Он обобщил ряд материалов, начиная от справочной литературы, включая активно фото и др. данные ЗРКМ, а также включив свои впечатления и размышления о «людской тропе», дороге его предков. Дмитрий занял 1 место в районном конкурсе на лучший объект культурного туризма в Заларинском районе в 2014 г. В работу включено много интересных исторических малоизвестных фактов.
Д. Ю. Татарников
Стоя на старом Московском тракте
Всего в паре километров от поселка Залари Иркутской области можно видеть неизменившуюся окружающую картину 300-летней давности. Те же сосны и ели, заливные луга, пение птиц, стрекочущие дятлы. Где-то притаился заяц. Вдалеке болота во всю ширь обзора. Петляет речка Заларинка. Широка Россия, а Сибирь еще шире…
Исторические жители этих мест – конечно, буряты.
Предположительно бурятский род Зайлари-Узон, который обустроился
на правом берегу речки Залари
в 1-2 километрах от гран нынешнего поселка Залари.
Здесь некогда проходила Конная тропа, по которой буряты
гоняли коней на продажу казакам.
Исследователи этих мест, изучая почву и характер дорог,
пришли к выводу что здесь, более 300 лет назад были
большие конные передвижения.
То же самое подтверждают и факты из истории казаков,
пришедших сюда в конце XVII в.
В то время не было еще и понятия такого - земля «Заларинская». Уместнее было бы употребить земля «Присаянская». Эти места были непроходимой глухой присаянской тайгой и интересовали охотников из числа бурят и казаков, в основном, в качестве промысла пушного зверя.
В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. Но, в начале XVIII в. для более успешной колонизации восточной окраины Российской империи устройство гужевой дороги через всю Сибирь стало настоятельной потребностью.
До середины XVIII в. главными связующими нитями между населёнными местами Сибири были реки. У всех, кому доводилось в те времена ехать, из Енисейска за Байкал зимней дорогой, путь пролегал по «зимникам» вдоль или по льду Ангары. Главными транспортными путями Заларинской земли были реки Ангара, ее притоки - реки Унга, Ока Тагна.
Дату начала действия Московского тракта как единой магистрали установить трудно, он формировался долгие годы, поэтому многие начальные его страницы скрыты от историков.
При Петре I единого маршрута магистрали Московского тракта еще не было. Путь по Сибири с запада на восток по-прежнему состоял из множества спутанных меж собой сухопутных дорог, волоков, водных путей и гатей, проложенных еще бурятами и освоенными казаками. Среди этого сплетения существовали первые поселения – сначала это были подорожние стоянки.
Если стоять на дороге лицом к Заларям, за спиной остаются земли первого казачества. Заларинский казачий округ некогда составляли две большие станицы — Головинская и Корховская. Вокруг были разбросаны мелкие деревеньки — казачьи заимки. Названия заимок происходили от фамилий основателей: Кашкарева, Тюрина, Минеева, Белова, Занина и так далее. На заимках жили семьями, которые разрастались, образуя целые деревни. Здешние казаки служили в казачьей сотне, выполняли обязанности рассыльных по Иркутску, состояли в разъездах и пикетах, помогали местным воинским чинам, чинам почты, исполняли караульные и полицейский обязанности, охраняли Московский тракт. Их задействовали везде, где нужна была служба всадников. В свободное время казаки обрабатывали собственную приусадебную землю.
(Позже, в конце XIX в. появилась Головинская шахта — но, не в самой станице, а дальше — там, где теперь деревня Владимир).
Заимка Демушкина (близ д. Вознесенки) появилась в 1700 г., д. Романова в 1720 г., д. Сорты в 1725 г., д. Холмогой (в переводе с бур.яз. «гора змей») в 1700 г., д. Бажир в 1726 г. и т.д. Эти поселения возникали сначала как стоянки, зимовья или постоялые дворы на дорогах для охотников, рыболовов, землепашцев для встреч с заезжающими к ним торговцами. Позже стоянки вдоль дорог обрастали зерновыми ларями-мангазеями, пушными складами, заводилось сельское хозяйство и стоянки стали селами. |
1704 год — предположительная дата основания, у моста через реку села Залари. Существует несколько версий названию «Залари». Въезжая в Залари по старому Московскому тракту со стороны Владимира из-за поворота, начинаешь перебирать версии происхождения названия «Залари».
Вид на Залари с площадки лыжной базы
«Старые Залари» - условное название старой части села существующей с XVIII в. Это район ныне именуемый «Красная горка» и несколько нижних улиц, примыкающих к речке Залари – историческая часть села. Красная горка раньше считался более удобный район. Нижние же улицы всегда страдали от наводнений и просадки почвы, отчего каждый второй дом покосился.
Пройдя по улицам старых Заларей (например, ул. Первомайская, ул. Ленина) можно видеть, что существующие дома на вид очень старые, хотя возраст не превышает и 100 лет. Однако их архитектурный облик практически не изменился с 19 века. Бревенчатые пятистенки, посредине русская печь с кирпичной трубой. Утепление - мох с глиной, завалинки. Сени. Крыша из теса, подполье, ставни. (Мысленно уберем столбы с эл. проводами и технику.). Каждая отдельная изба не представляет архитектурной исторической ценности, однако их комплекс – картина, которую мы можем видеть еще лет 10-20, а после - это будет история.
Историческим центром села Залари принято считать старый мост.
Маленькая речка Залари крайне коварна
Место строительства моста выбрано не случайно. Особенность речки Залари – широкая, до 1 километра, заболоченная долина, которая легко затапливается при наводнении. Но в одном месте, долина сужается до 50 метров и очерчивается относительно высоким берегом. Здесь самое удобное место для пересечения речки и строительства моста. К этому месту и была проложена дорога.
Существующий ныне мост через речку Залари – сравнительно новый. Рядом видны остатки старого моста (земляной подъем и навалы камней в реке.)
Мост на Московском тракте был стратегическим объектом. Маленькая речка Залари крайне коварна. Во время весеннего паводка или дождей она широко разливается, подтапливая близлежащие улицы и руша деревянный мост, который ремонтировали постоянно, и каждые полвека заново восстанавливали.
Площадки с обеих сторон от моста – были центром села. На правом берегу изначально жили буряты, потом русские. Раньше дома располагались вдоль Московского тракта примерно также как и сейчас, и были также главными учреждениями села. Артели и купеческие дома. Обычно в купеческом доме с улицы был вход в лавку, а с внутренней стороны или на 2-м этаже были жилые комнаты.
Дом купца Красильникова (ныне здание полиции).
Дома-усадьба купца Швец (ныне не сохранился).
Дома-усадьба купца Курсанова (ныне не сохранился).
В конце XVIII в. – начале ХХ в. Залари - центр Заларинской волости. В официальных документах того времени его название – Заларинская слобода. В селе живёт более двух тысяч жителей. Активно развивается сельское хозяйство. Разворачивается торговля. В Заларях на Московском тракте действуют постоялые дворы, лавки купцов, почта, аптека, склады, подорожние стоянки. Мастерские по ремонту телег и саней, кабаки, за высокими заборами бараки для ссыльных, и бани. В конце XIX и в. Иркутска и европейской части России прибыли купцы Б. Писанко, Я. Швец, Г. Курсанов и другие. Я. Швец имел 4 магазина, а также около 200 рабочих, которые трудились на заготовке леса.
Единственное здание, сохранившееся в Заларях на Московском тракте в своем первичном виде – двухклассное министерское училище.
Никольская церковь на развилке Московского тракта, Троицкой волостной дороги и Балаганской уездной дороги (ныне не сохранилась)
В конце 19 в. центр Залари переместился по Московскому тракту выше – к новой каменной Никольской церкви, построенной в 1745 г. На полторы версты вытянулось вдоль Московского тракта село Залари. Московский тракт попал в черту сельской застройки и стал главной улицей села. Путники проезжающие по Московскому тракту через Залари, крестятся на Никольскую церковь.
Картину Московского тракта неизменно дополнял многочисленный торговый люд. Бедный в своей основе, торговал всем тем, чем богата деревня и сибирский лес: молоком, рыбой, квасом, капустой, грибами, пирогами, мороженой ягодой, сеном. А также дефицит – соль и очень модный товар – чай и табак, который доставляли из Китая.
3. Трагическая страница истории Московского тракта
За всю историю Московского тракта множество людей проезжали по нему. Почти два века это была единственная дорога, связывающая запад и восток России. Известные политики, купцы, дворяне, государственные чиновники, писатели, ссыльные декабристы, обычные крестьяне или солдаты. 1891 год — проезжал цесаревич Николай (в будущем царь Николай II); Кто-то из них останавливался в Заларях ненадолго, некоторые навсегда.
Путешествовать по Московскому тракту в XVIII- XIX веке было крайне опасно, особенно зимой. Во-первых, дорогу могло занести метелью. Во-вторых, ночью или даже днем могли напасть голодные волки. В-третьих, это разбойники из числа беглых каторжников или прочих.
Разбой на тракте процветал, стоило отъехать несколько верст от села. Очевидцы оставили записки: «Ехали при заряженных пистолетах».
Нередко зачинщиком грабежей в дороге мог быть и ямщик. Проезжая на санях мимо условного места делал условный знак подельникам, мол «фраер в санях пьяный и при деньгах».
За сто лет: с конца XVIII до конца XIX века по Московскому тракту прогнали сотни тысяч каторжан. Можно сказать, что это был Великий кандальный тракт. Арестанты время от времени по пути сбегали и тогда конвоиры пополняли состав за счет первого встречного, ведь они должны были сдать партию на очередном этапе "по счету". Иногда, когда партии водворенных и выдворенных арестантов встречались, некоторые из арестантов за деньги сознательно переходили из партии в партию. Таких называли «сухарники». Когда шла партия от 100 до 500 человек, то звон кандалов разносился по округе на несколько верст. Оборванные, почерневшие от холода, шатаясь от голода, стуча кандалами брели каторжники к месту ссылки. Арестантские партии шли пешком за час 3-4 версты, а за месяц 500 верст. Через, примерно каждые 30 верст были организованы полуэтапы для учета ссыльных.
Сибирский кандальный путь по тракту начали обустраивать с 1735 г. силами местных крестьян. Ему было дано название Великий кандальный путь.
На Московском тракте расположен Парк памяти в Заларях – бывшее этапное кладбище (для ссыльных) которое до начала ХХ в. в книгах называется «приходским». Оно предназначалось чужакам, умершим в дороге.
Села Залари и Тыреть становятся полуэтапом для ссыльных, а Заларинская волость — местом для водворения ссыльных, как политических, так и уголовных; ссылка способствовала тому, что, многие ссыльные после отбывания наказания оставались жить в Заларинской волости.
Многие умирали в пути. Их закапывали недалеко от дороги на этапном кладбище.
В истории Иркутской губернии сохранилось много архивных материалах о пути декабристов по Московскому тракту к месту ссылки в села и остроги Иркутской губернии.. Некоторых декабристов везли на санях, кто-то шел пешком. Есть история о братьях декабристах, которые чуть не замерзли в санях перед Иркутском, поскольку конвоиры опаздывали по срокам и гнали изо всех сил. Есть история о замерзшем декабристе, которого наскоро отпели в церкви и похоронили на кладбище почтовой станции.
Кандальный звон автор.
Я звон кандальный слышала не в песне и каторжан видала не во сне.
Мир так велик и в то же время тесен, на сельском тракте повстречались мы.
Засыплены, измучены в дороге цепей кандальных в ритме с шагом звон
Халаты серые, а ноги…
До крови стертые, в лохмотьях из попон
Здесь люди шли голодные босые, лишенные и ласки и тепла
Великая бунтарская Россия меж тех берез на каторгу прошла.
Ревекка Ямпольская (с. Кимильтей)
Трагичны и истории крестьянских переселений в Сибирь. Многие семьи насильно снимали с насиженных мест и переселяли в безлюдные пространства. Многие кочевали сами в поисках лучшей доли.
В годы гражданской войны отступали отряды белогвардейцев.
Ледяной поход Каппеля
4. Развитие Московского тракта
По Московскому тракту как по единой магистрали стали ездить зимой и летом. С середины XVIII в. Московский тракт усиленно обустраивался и заселялся. С 1740 г. на Московском тракте обустроили почтовые станции на расстоянии 12,5–30 верст друг от друга. На Заларинской земле это были - Тыреть, Залари, Головинская, а также по волостным дорогам - Холмогой, Троицк, Тагна. На станциях служили специальные смотрители. Проезжающие по Московскому тракту могли видеть относительный порядок на станциях, где должным образом следят за переменой лошадей. Сведения, добытые служилыми людьми показывали, что по дороге, которая соединяла между собой Красноярск и Иркутск через Канский, Удинский и Балаганский остроги можно было удобно ехать, особенно летом: здесь не было недостатка в воде и корме. Если ехала важная персона, зимой, по ночам через каждую версту зажигали смолянистые бочки или факелы, а если дорога пересекала реку, впереди обоза бежали подорожные и проверяли, чтобы сани не угодили в полынью.
Участок Московского тракта от Красноярска на восток через Балаганск в Иркутск оказалось значительно короче старого водного пути через Енисейск по Ангаре.
Во второй половине XVIII в. Московский тракт подвергся значительной перестройке: многие участки тракта были спрямлены, а некоторые его участки перенесены на новые места. К 1780-м гг. весь поток грузов по снабжению севера и востока Сибири перешел на единый Московский тракт. Дорога именовалась Ямской, т.е. отличалась организованной на ней государственной ямской службой, обслуживающей пассажиров и доставку почты.
Протяженность Московского тракта составляла по Иркутской губернии примерно 640 верст. Из них 123 версты проходили по территории Балаганского округа, в состав которого входило село Залари, которое также являлось и почтовой станцией.
С конца XVIII до конца XIX в. Московский тракт переживал свой максимальный экономический подъем. Московский тракт стал на целый век, вплоть до 1897 г. - основной пассажирской и грузовой артерией Сибири. Развилась торговля, устремился грузопоток товаров с запада на восток и обратно. Ежедневно проходили караваны обозов с сибирской пушниной, рязанским зерном, солью, байкальской рыбой, заграничными тканями, китайским чаем, табаком, европейскими изделиями и прочими товарами, как из Сибири, так и со всей России и из-за границы. 1747 г. Исторический факт: вместе с товарами на обозах, перевозимых по Московскому тракту из Китая, проникли тараканы, которых до этого в Сибири не было.
Вдоль Московского тракта и его ответвлений – волостных дорог крестьяне возделывали поля, сеяли пшеницу, рожь. Зерно шло на корм скоту, а также сдавали на переработку, например на Троицкий спиртзавод купчихи Патушинской.
Привычной нам картошке крестьяне долго сопротивлялись, вплоть до конца XVIII в. Иркутский генерал-губернатор специально выписывал из С-Петербурга обозы с картофелем и принудительно обязал крестьян ее садить.
Работает ежедневная почтовая служба. Увеличивается пассажиропоток: ежедневно передвигаются солдаты, чиновники, купцы, дворяне, и конечно ссыльные. Московский тракт - дорога путешественников, ученых и каторжников.
Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба. От Иркутска до Ачинска он был разделен на 7 дорожных участков, которые делились на околотки. В пределах Балаганского дорожного округа, через который пролегал тракт, была утверждена должность участкового инженера. Участком руководил техник, а околотком – дорожный мастер. Участковые инженеры, техники и мастера контролировали строительные и ремонтные работы, выполнявшиеся местным крестьянским населением, техническое состояние тракта.
Однако главным препятствием устройства Московского тракта за всю его историю была незаселенность громадных пространств Сибири. Катастрофически не хватало рабочих рук! Не было дорожных материалов для ремонта (камня, кирпича). Дорога конечно была, но очень тяжелой. А в распутицу особенно непролазной. Местных крестьян обязывали обустраивать ее, расширять. За отдельные участки тракта отвечало общество крестьян притрактовых сел. Особенно плохим тракт был там, где за ремонт отвечали бурятские улусы, находившиеся от тракта за сотни верст. Поэтому правительству России было крайне необходимо заселить Московский тракт. И дорога несмотря ни на что осваивалась, укреплялись мосты, ставились верстовые столбы, строились почтовые станции, возникали новые деревни.
Эта извечная проблема России – дороги. Содержать Московский тракт в таком состоянии, в коем от него ожидали экономической отдачи в конце XIX в. было уже невозможно. Экономика России шла на подъем. Требовались кардинальные меры.
Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 г. по 1889 г. повозный сбор на содержание дороги. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взимался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок.
Но эти меры не спасали положение. Московский тракт экономически себя не оправдывал. России нужно было что-то мощное, быстрое, надежное – железная дорога.
1897 год — происходит строительство Транссибирской Магистрали, и соответственно железнодорожных станций. С этого времени значение Московского тракта как «основной грузовой и пассажирской артерии Сибири» стало прекращаться. Грузоподъемность и пассажировместимость железнодорожных вагонов в разы больше дорожных телег и повозок. Кроме того, несмотря на свое «твердое» название Московский тракт никогда не имел твердого дорожного покрытия и в период дождей или межсезонья дорога, как и большинство российских дорог была трудна для проезда.
Железная дорога прошла, между прочим, по устоявшемуся маршруту Московского тракта практически параллельно. Это связано с тем, что сама стройка транссиба в те времена, была бы экономически невозможна без соседства с гужевой дорогой. По Московскому тракту где на подводах, где на санях велся подвоз к месту строек рабочих, питания для рабочих, стройматериалов: леса, камня, металла, механизмов т.е. всего, без чего невозможно построить гигантский по тем временам объект – транссибирскую железную дорогу.
В свою очередь «параллельное» строительство транссиба оказало большую пользу и Московскому тракту. Разбитое дорожное покрытие дороги было возможным укрепить за счет необходимых горнокаменных пород, которых, например, небыло в Заларинской земле и которых в нужном количестве было невозможно сюда доставить на телеге. А несколько грузовых вагонов по железной дороге без труда доставляли все необходимое.
Участки Московского тракта стали иметь качественное и надежное дорожное полотно, что было жизненно необходимым для появляющихся ХХ веке автомобилей. Московский тракт должны были подготовить к роли автодороги. Конечно, в то время речи не могло быть о благоустройстве дорожного покрытия. Трудно себе представить, как вымостить тысячи верст сибирской тайги, а еще обустроить мосты, насыпи и пр.
Начало ХХ в. Московский тракт становится главной автодорогой Сибири
Село Залари стало еще более значимым. Село приросло железнодорожной станцией. В связи с этим, основной пассажиропоток стал проходить далеко от центра Залари, на окраинной железнодорожной станции, соответственно туда же переместились и дорожные учреждения – госпиталь, почтамп, полиция, часть торговли и пр. Однако, несмотря на утрату своей экономической значимости, Московский тракт в Заларях навсегда остался Центром общественно-культурной жизни. Московский тракт стал главной улицей Заларей.
Почти все государственные учреждения, конторы, школы, банки, магазины, различные культурные и духовные общественные центры расположены в Заларях на главной улице бывшей когда-то Московским трактом, а ныне улица Ленина. Праздники, государственные мероприятия, митинги, демонстрации и парады проходят обязательно на главной улице Залари.
Московский тракт в истории Заларинской земли играл главную роль с начала 18-го до середины 20-го века. Это два с половиной столетия! Причем, это история не только земли Заларинской, но и часть истории как Сибири, так и всей России. Значение Московского тракта для Сибири и всего Российского государства на определенном историческом этапе также велико, как и значение Великого шелкового пути или Байкало-Амурской магистрали.
В начале 90-х годов ХХ в. в ходе спрямления участков современной федеральной трассы М-53 «Сибирь» полностью прекращена функциональность старого Московского тракта в селе Залари, который стал нашей историей.
Сегодня об этом отрезке мы уже говорим: «Старый Московский тракт».
С ув. Г.Н. Макогон