Герб иркутской области
Герб Заларинского района

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Заларинский районный краеведческий музей»
 (МБУК "Заларинский РКМ")



        «Не будем прощаться с прошлым…»

Музейные экспонаты…

И вдруг замирает сердце.

Ребята пятидесятых,

Сейчас мы вернемся в детство!

Послевоенная школа…

Строгие черные парты…

Посланные комсомолом

Добрые лица вожатых...

Мы – октябрята, но скоро

Войдем в ряды пионеров:

Готовы свернуть все горы-

Станем в учебе первыми…

А помогали нам в этом

Чернильница, ручка, форма..

Нас воспитал Человеком

Зов пионерского горна.

 DSC7229 thumb

 

       Эти музейные экспонаты – подлинники, извлеченные из реальной действительности. По ним можно изучать историю советского образования.

«Школьные годы чудесные» при виде этих вещей вмиг пронесутся в памяти учеников 40-60-х годов. А вот современные дети даже не смогут угадать, что за предметы перед ними находятся.

        Говорят, история учит. Может, многое и устарело, но не мало было того, чему следовало бы поучиться работникам современного образования.

dsfsdf thumb

4 класс 1957-1958 учебный год Тагнинской школы

     Например, тотальный диктант, проведенный в нашей стране в 2020 году, выявил, что у большинства писавших плохой, неразборчивый почерк. Видимо, это связано с тем, что мы привыкли печатать на компьютере, в телефоне… А оказалось, что написание слов тесно связано с развитием мышления. Значит, не зря в советской школе в начальных классах такое пристальное внимание уделялось выработке каллиграфического почерка. На уроках чистописания учителями оценивалась правильность написания элементов букв, их соединений, аккуратность, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен.

     Вот они , инструменты чистописания: чернильница для чернил, деревянная ручка со стальным пером, а в новых ученических тетрадях обязательно была вложена голубая или розовая промокательная бумага – «промокашка».

 DSC2418 2 thumb

     В партах был сделаны ложбинки для ручек и углубления для чернильниц. Макали пером ручки в чернила , писали несколько слов на строке, а потом опять макали.  Из-за своего полезного качества чернильницу называли «непроливайкой». Стояла она на каждой парте. После уроков приходилось эту чернильницу убирать в портфель. Хоть и была она «непроливайкой» , но чернила все равно проливались, так как форма баночки защищала только в том случае, если чернил в ней или мало, или наклон на небольшой угол. Поэтому заботливые мамы шили специальные мешочки для чернильниц и привязывали их к портфелям, чтобы не пачкать чернилами учебные принадлежности.

    Кстати, первые такие чернильницы придумали английские стеклодувы, которые загибали краешки чернильницы внутрь. В зависимости от страны и эпохи, чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Чернильница служила главной частью письменного набора на протяжении многих столетий, пока не появились поршневые ручки, заправляющиеся чернилами, а потом и шариковые авторучки.

    История перьевой ручки насчитывает много веков. Считается, что первые перьевые ручки (в виде гусиного пера) появились в Испании примерно в 600 году нашей эры. Первая перьевая ручка появилась в металлическом корпусе только в 1803 году и в 1830 году появились стальные перья.    

    Но вернемся к советской школе. Вот школьная форма. Ее обязательный элемент - белый воротничок. Его надо было содержать в чистоте, за этим строго следили «санитары» (с красным крестом на белой нарукавной повязке).

 DSC2456 2 thumb

     Белый фартук и белые ленты в косичках – в праздник,  черный фартук и черные, коричневые ленты – в будни. И никто не отвлекался от занятий, завидуя модным и дорогим вещам, и все дружили, и приучались к серьезному отношению к труду: воротнички и манжеты в выходной день надо было постирать, погладить и пришить. То же отношение и к святыне – пионерскому галстуку :

       «Как повяжешь галстук, береги его:

       Он ведь с нашим знаменем цвета одного…»

Вот так воспитывала школа патриотов и беззаветных тружеников своей страны.

Милые, милые школьные вещи! Спасибо вам за то, что украшали нам школьные будни и потихоньку приучали нас к терпению, аккуратности и трудолюбию .

 

С уважением Литвинович С.К. – хранитель музейных предметов Тагнинского этнографического музея МБУК «Заларинский РКМ»

Автор стихотворения «Музейные экспонаты» Преловская О.Г. – учитель русского языка Тагнинской школы, поэтесса д.Тагна.